Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - клятва

 

Клятва

клятва I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В Синод. пер. два евр. слова переданы словом "клятва":

1) сущ. шевуа ("клятва") имеет тот же корень, что и числит. шева ("семь"). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22-32 Беэршева, Синод. пер. Вирсавия = "колодец семи" или "колодец клятвы");

2) сущ. ала, в отличие от шевуа, переводится не только как "клятва", но и как "проклятие", "заклинание". В значении "проклятие" это слово употреблено в Лев 5:1; Чис 5:23; 1Цар 14:24 и др. Как "клятва" оно переведено в Быт 26:28: "поставим между нами и тобою клятву, и заключим с тобою союз", а также в 2Цар 21:7. О К. "поступать по закону Божию" идет речь и в Неем 10:29.

II. ФОРМЫ КЛЯТВЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит. ВЗ знает различные формы К.:

1) К., скреплявшая союз (см. Союз, завет) или подтверждавшая договор, могла сопровождаться торжеств. закланием животных и рассечением их туш (Быт 15:10; 21:28-31; Иер 34:18 и след.);

2) клянущийся поднимал правую руку или обе руки (Быт 14:22; Втор 32:40; Дан 12:7; Откр 10:5), поэтому словосочетание "поднять руку" в нек-рых случаях означает "поклясться" (Исх 6:8; Чис 14:30);

3) иногда приносящий К. должен был положить руку "под стегно" (бедро) того, кому он клялся (Быт 24:2,9; 47:29). Это могло означать:

а) связь с обрядом обрезания;

б) указание на то, что потомство, происходящее из чресел, будет мстителем за возможное нарушение К.;

4) в более поздние времена К. стали приносить перед жертвенником (3Цар 8:31).

III. ФОРМУЛЫ КЛЯТВЫ И ЕЕ СВЯТОСТЬ

1) К. облекалась в различные формулы: "Бог ... да судит между нами" (Быт 31:53); "да живет душа твоя" (1Цар 1:26; 17:55; 2Цар 14:19); "клянусь жизнью... (указывается, чьей жизнью)" (Быт 14:15; 2Цар 11:11); "жив Господь..." (1Цар 14:39; 19:6; 2Цар 15:21; 3Цар 18:10); "жив Господь и жива душа твоя" (1Цар 20:3); клятва "небом", "землею", "храмом", "Иерусалимом" (Мф 5:34 и след.; 23:16 и след.). К., не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно..." (Исх 20:7);

2) святость К. была нерушима. Ложная К., называемая в Библии "ложным свидетельством", каралась таким же наказанием, какое предназначалось обвиненному, чья вина подтверждалась истинными свидетельствами (Исх 20:16; Лев 19:12; Втор 19:16-19; Пс 14:4; Иер 5:2; 7:9; Иез 16:59; Ос 10:4; Зах 8:17).

IV. КЛЯТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

К. придавалось важное значение в обществ. и полит. жизни, особенно в судебных разбират-вах. К. в суде всегда имела формулу произносимого судьей заклятия, на к-рое присягающий должен был ответить "аминь" (ср. Чис 5:22; Втор 27:15 и след.; Мф 26:63 и след.). К. в суде могла быть либо К. свидетеля, либо К. очищения:

1) свидетель должен был произнести К. до допроса. Присягнувший клялся сказать все, что ему известно по данному делу, в соответствии с истиной. Если он о чем-то умалчивал, то считался подлежащим Божьему проклятию; Притч 29:24: "Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие (произносимое судьей заклятие), но не объявляет о том (всей правды)". Если же утаивший правду позднее хотел избавиться от своей вины, то он мог исповедаться и принести жертву повинности (Лев 5:1,5 и след.);

2) К. очищения применялась только в том случае, если имело место нанесение ущерба собственности, а истинного виновника выявить не удавалось (Исх 22:7 и след.,10 и след.; Лев 6:1 и след.; 3Цар 8:31 и след.). Если такая К. была дана, то дело считалось решенным, и только опровержение со стороны самого покаявшегося могло свидет-вать о ложности этой клятвы. Причиненный ущерб в этом случае подлежал возмещению с добавлением одной пятой от его величины, а во искупление допущенной несправедливости виновный (лжесвидетель) приносил жертву повинности.

V. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С КЛЯТВОЙ

Третья заповедь запрещает опрометчивые К. и ложные свидет-ва. Поскольку К. была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами (Иер 5:7; 12:16; Соф 1:5). Израильтяне легко прибегали к К., чтобы придать своим утверждениям дополнит. вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам клясться (Мф 5:34). Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, К. не нужна. Т.о., запрет, наложенный Иисусом, касается не К. как таковой, а такого обращения с истиной, к-рое вызывает необходимость К. След., запрет Иисуса не касается К. такого рода, к-рые требует гос-во. Сам Христос часто заканчивал речи, обращенные к народу, ученикам и особенно к Своим врагам, двойным "аминь" ("истинно, истинно") Ин 1:51; 5:19,24 и след.; 10:1,7; 12:24; 14:12; 21:18). Павел также клятвенно заверял сказанное им в посланиях, адресованных еще неокрепшим в вере церквам (Рим 1:9; 2Кор 1:23; 11:31; Флп 1:8; 1Фес 2:5,10). О том, как легковесно в сравнении с этим выглядит К., основанная лишь на вере человека в собств. силы, убедительно свидет-вует пример Петра (Мф 26:72,74).

VI. КЛЯТВА БОЖЬЯ

По свидетву Библии, Бог сопровождает К. великие обетования Своим избранникам (Быт 22:16; Пс 88:4 и след.; 109:4; 131:11; Евр 6:13 и след.,17; 7:21), а также предвозвещения Суда (Втор 1:34 и след.; 1Цар 3:14; Пс 94:11; Ам 4:2). Подкрепляя незыблемость Своих обещаний, Он клянется Самим Собой.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины