Библейская энциклопедия Брокгауза - послание к евреям
Послание к евреям
Вопрос об авторстве П.кЕ. с самого начала вызывал споры, поскольку имя автора здесь не названо. Восточная Церковь признает автором П.кЕ. ап. Павла, а Западная Варнаву. М.Лютер высказал предположение, что послание написано Аполлосом. Мы же будем полагаться лишь на те сведения, к-рые имеются в самом П.кЕ. Его автор принял Благую Весть от тех, кто слышал ее от Самого Иисуса Христа, свидет-во Которого было подкреплено чудесами, знамениями и раздаянием Св. Духа (Евр 2:3 и след.). Он не входил в ближайшее окружение Иисуса, хотя пришел к вере одним из первых. Автор П.кЕ. принадлежал к той церк. общине, к к-рой адресовал свое послание и к к-рой намерен был вернуться (Евр 13:19,23). Он обращается к своим читателям как учитель (Евр 5:11 6:8; 10:26-31; 12:14-17). Судя по его глубокому знанию ВЗ и иуд. обрядов, он был евреем, а учитывая прекрасный лит. стиль послания, можно предположить, что он получил эллинистич. образование. Возм., послание было написано в Италии (Евр 13:24).
II. АДРЕСАТ
Указание на то, что послание обращено к евреям, имеется лишь в его заглавии. Многократное обращение автора к текстам ВЗ указывает на то, что оно было ад-ресовано знатокам Писания. Все это дает возможность говорить о существовании иудеохрист. общины, но вопрос о том, где ее следует искать, остается нерешенным. Из отдельных деталей вырисовывается общая картина жизни общины. Достойные подражания наставники (Евр 13:7) заложили хорошие основы учения (Евр 6:1). Во время гонений, завершившихся для нек-рых членов общины тюремным заключением или утратой состояния, верующие доказали стойкость своей веры, выдержав "великий подвиг страданий" и приняв "участие в делах других, находившихся в таком же состоянии" (Евр 10:32-34). Бог не забыл их "дело и труд любви", к-рые они совершили "во имя Его, послужив и служа святым" (Евр 6:10). Тем не менее дальнейшее существование общины находилось под угрозой. Верующие перестали расти в познании Писания и в духовной жизни (Евр 5:11-14). Новые гонения они, очевидно, переносили не так стойко, как прежние (ср. Евр 10:35 и след.; 13:3,13). Стремление к спасению у них ослабло (Евр 12:12-17), и нек-рые покинули общину (Евр 10:25). Если церковь не восстановит свои силы, предупреждает автор, то многие окажутся оскверненными от соприкосновения с распространяющейся нечистотой (Евр 12:15).
III. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ
Самое раннее свидет-во существования П.кЕ. его цитирование Климентом Александрийским в его Первом послании (90-100 гг. по Р.Х.). Поскольку П.кЕ. предполагает, что в Иерусалимском храме проходили службы, то можно утверждать, что оно было написано до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Т.к. первые наставники церк. общины, лично видевшие и слышавшие Христа (Евр 2:3), уже умерли (Евр 13:7), то временем написания П.кЕ. можно считать начало или середину 60 гг. (62 г. по Р.Х. смерть Иакова, 64 г. по Р.Х. первые гонения на христиан в Риме).
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ
Автор П.кЕ. подчеркивает роль личности Христа как Первосвященника Нового Завета. Тем самым он стремится предостеречь иудеохристиан от возврата к внешним обрядовым формам ВЗ. Цель П.кЕ. увещевание, предостережение от отпадения и призыв к верности. За каждым сравнением Иисуса с Моисеем, Аароном, Мельхиседеком и др. следуют увещевания и предупреждения о том, что отпадение может произойти на любой духовной ступени; чем выше поднялся верующий, тем страшнее будут последствия его отпадения. Автор стремится показать, что прирастание познаний требует укрепления верности и святости, а возрастание в святости приведет к углублению познания.
V. КОМПОЗИЦИЯ
А. Слава Христова (1:1 7:28):
1. Превосходство Христа над пророками (1:1-3).
2. Превосходство Христа над ангелами (1:4 2:18):
а) свидет-ва из Писания (1:4-14);
б) предостережение (2:1-4);
в) необходимость временной униженности Иисуса (2:5-18).
3. Превосходство Христа над Моисеем (3:1 4:13):
а) сравнение Иисуса с Моисеем (3:1-6);
б) предостережение (3:7 4:13).
4. Превосходство Христа над Аароном (4:14 6:20):
а) сравнение Иисуса с Аароном (4:14 5:10);
б) увещевание (5:11 6:20).
5. Превосходство Христа над Мелхиседеком (7:1-28):
а) превосходство Мелхиседека над Авраамом (ст. 1-4);
б) превосходство Мелхиседека над левитами (ст. 5-10);
в) превосходство Христа над всеми (ст. 11-28).
Б. Спасение при новом священстве (8:1 13:22):
1. Необходимость заключения нового завета (8:1 9:10):
а) служение в истинной скинии Божьей (8:1-5);
б) новый Божий народ (ст. 6-13);
в) временный характер ветхозаветного богослужения (9:1-10).
2. Блага спасения нового завета (9:11 10:39):
а) дарования во Христе (9:11 10:18); воздействие крови Христа (9:11-28): вечное спасение, очищение для служения, укрепление завета, устранение грехов через вхождение в небесное святилище; послушание и святость как следствие принесения в жертву тела Христа (10:1-18);
б) увещевание и предостережение верующих (ст. 19-39).
3. Жизнь в вере (11:1 13:19):
а) сущность веры (11:1-6);
б) свидетели веры в Ветхом Завете (ст. 7-40);
в) жизнь в вере в Новом Завете (12:1 13:21): жизнь по примеру Христа (12:1-3); Бог воспитывает верующих (ст. 4-11); жизнь в святости (ст. 12-17); жизнь по верно воспринятому Слову (ст. 18-29); отдельные наставления (13:1-19).
В. Заключение: приветствия и благословение (ст. 20-25).
VI. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
П.кЕ. указывает на превосходство нового завета над старым (ветхим). Новый завет несет в себе совершенное откровение Божье в Христе (Евр 1:1-3). Ветхий завет прообраз нового и подготовка к нему (Евр 8:7-13; ср. Иер 31:31 и след.). Христос, наследник всего сотворенного (Евр 1:2), "образ ипостаси" Бога и сияние Его славы (ст. 3), унизил Себя, чтобы, будучи истинным Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:10; 7:15-17), принести Себя в жертву: в святости (7:26), сострадании (Евр 4:15) и послушании (Евр 10:7). То, что не было достигнуто всеми жертвоприношениями, совершавшимися в ветхозаветных богослужениях (Евр 10:1-4), сделал Иисус Христос "Своею Кровью" (Евр 9:12), принеся в жертву Свое тело (Евр 10:10): Он приобрел вечное искупление (Евр 9:12), устранил грех (ст. 26), "очистил совесть" людей "от мертвых дел" для истинного служения Богу Живому и Истинному (ст. 14). Многочисл. ветхозаветным жертвам противопоставлена однажды принесенная несравненная жертва Христа, через к-рую Он навсегда "сделал совершенными освящаемых" (Евр 10:10,14). Земное святилище (скиния и храм) уступило место святилищу небесному (Евр 8:2), вход в которое ве-рующим открыл Своей кровью Христос (Евр 10:19-23). Вместе с новым священством вступил в силу и новый Закон (Евр 7:12) закон Веры, к-рая преодолевает видимую бренность "осуществлением ожидания и уверенностью в невидимом" (Евр 11:1,4-38). Церковь призвана к вере (Евр 10:35-39), поскольку при всей превосходящей славе нового завета все же существует опасность отпадения преднамеренный грех может воспрепятствовать спасению верующих (Евр 6:4-6; 10:26 и след.). Поэтому Церковь сравнивается с народом Израиля во времена странствования его по пустыне (Евр 3:7-19). Члены Церкви несут ответственность друг за друга, поскольку отставший становится "горьким корнем" раздора и причиной осквернения всех ее членов (Евр 12:15 и след.; ср. 3:12 и след.; 4:1,11).