Библейская энциклопедия Брокгауза - послания к фессалоникийцам
Послания к фессалоникийцам
I. ВОПРОС ОБ АВТОРСТВЕ И АДРЕСАТЕ. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЙ
1) оба П.кФ. указывают на авторство ап. Павла и его сотрудников Силуана (Силы) и Тимофея (1Фес 1:1; 2Фес 1:1);
2) адресат посланий церковь в Фессалонике, крупном порт. городе. Отсюда она могла оказывать влияние на другие церкви, в том числе и на находящиеся далеко от Македонии и Греции (1Фес 1:8). Книга Деяний сообщает об основании церкви в Фессалонике, второй в Европе после церкви в Филиппах (Деян 17:1-9). После того как в Филиппах Павел был отвергнут иудеями (1Фес 2:1,2), он, в сопровождении Силы и Тимофея, прибыл в Фессалонику. Здесь апостол в течение трех суббот проповедовал в синагоге. Нек-рые евреи и многие греки, прежде всего женщины из знатных семейств, уверовали в Евангелие. Но отвергшие Благую Весть евреи и здесь взбунтовались и вынудили Иасона, хозяина дома, где жил Павел, и других христиан дать "удостоверение" вероятно в том, что проповедь Павла будет прервана (Деян 17:9). Поэтому Павел и Сила ночью отбыли в Верию;
3) в Афинах Сила и Тимофей вновь встретились с Павлом, к-рый прибыл туда раньше их, но были немедленно отправлены назад в Македонию. Впоследствии они нашли Павла в Коринфе, где, вероятно, обо всем ему подробно рассказали (1Фес 3:6). Сообщение Тимофея и могло стать поводом к написанию Первого П.кФ. Павел, отвечая на вопросы, беспокоившие эту церковь, своим посланием укрепляет авторитет назнач. руководителей общины (1Фес 5:12 и след.). Пребывание апостола в Коринфе продолжалось с осени 50 г. до весны 52 г. по Р.Х.; вероятно, в начале этого периода и было написано Первое П.кФ. Второе П.кФ., видимо, тоже было написано в Коринфе, т.к. известно, что Павел, Сила и Тимофей позднее уже не сходились вместе. Поскольку вопросы о Втором пришествии Христа продолжали будоражить церковь, а гонения усилились, то можно предположить, что Второе П.кФ. последовало вскоре за Первым, может быть, спустя несколько месяцев.
II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1) КОМПОЗИЦИЯ
Приветствие членам церкви (1:1).
Первая часть. Пройденный путь (1:2 3:13):
1. Праведная церковь (1:2-10):
а) благодарение Богу (1:2,3);
б) возрастание по примеру других церквей (1:4-8);
в) общее суждение о церкви в Фессалонике (1:9,10).
2. Деятельность апостола в Фессалонике (2:1-16):
а) путь в Фессалонику (2:1,2);
б) чистота проповеди Павла (2:3-6);
в) преданность апостола Фессалоникийской церкви (2:7-12);
г) вера торжествует, несмотря на гонения (2:13-16).
3. Постоянная связь апостола с церковью в Фессалонике (2:17 3:13):
а) скорбь Павла по поводу разлуки (2:17-20);
б) направление в Фессалонику Тимофея (3:1-4);
в) добрые вести (3:5-8);
г) благодарение Богу за Его заступничество (3:9-13).
Вторая часть. Указание будущего пути (4:1 5:25):
1. Условия для дальнейшего роста церкви (4:1-12):
а) продвижение к совершенству (4:1,2);
б) освящение через воздержание от нечистоты (4:3-8);
в) освящение через братолюбие (4:9-12).
2. Взгляд на события конца времен (4:13 5:11):
а) восхищение Церкви Господа (4:13-18);
б) пришествие Христа (5:1-8) его срок; особое положение возрожденных;
в) задача верующих (5:9-11).
3. Отдельные наставления (5:12-24):
а) уважительное отношение к предстоятелям (5:12,13);
б) взаимная помощь (5:14,15);
в) жизнь от Бога (5:16-22);
г) призыв к братьям молиться о своем освящении и сохранении до пришествия Христа (5:23,24).
Заключение. Последние наставления и благословение (5:25-28).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Исполн. благодарности Богу, Павел напоминает о становлении церкви в Фессалонике, церкви живой, в к-рой в избытке присутствуют вера, любовь и надежда. Ее духовная жизнь это знамение ее избранности, подтверждающее, что проповедь Павла происходила по велению Божьему. Фессалоникийцы стали подражателями благовестнику (1Фес 1:6), и тем самым примером для верующих; об их решит. прорыве к вере говорили повсеместно. Своим существованием церковь не в последнюю очередь обязана верной и самоотверженной деятельности Павла. Он был призван в Македонию Богом (Деян 16:9,10). Его путь там начался с поругания в Филиппах, что, однако, не обес-куражило апостола (1Фес 2:2). Его благовест-вование было лишено "нечистых побуждений" и лукавства (ст. 3), он не искал ни признания людей (ст. 4), ни корысти, ни славы (ст. 5,6). Павел работал день и ночь (ст. 9) ради каждого из братьев (ст. 11), с полной отдачей; подобно кормилице (ст. 7) или отцу (ст. 11), он просил их поступать достойно Бога (ст. 12). Так было заложено основание прочной связи между апостолом и этой церковью. Попечит-во и поддержка были необходимы фессалоникийцам, поскольку с принятием ими Евангелия начались гонения на христиан, противостоять к-рым молодая церковь могла, только духовно окрепнув. Так как Павлу пришлось покинуть город и оставить церковь один на один с этой бедой, то он попросил Тимофея вернуться в Фессалонику. Апостол остался в Афинах один (1Фес 3:1), с трудом обходясь без своего помощника. Вторая часть Первого П.кФ. говорит о будущем. Прийти к вере это еще не все, главное заключается в том, чтобы жить, преуспевая в послушании Богу (1Фес 4:1). Бог ждет освящения человека, т.е. его отвращения от низменных страстей, к-рым предаются язычники (ст. 5), от несправедливости по отношению к ближнему (ст. 6). Говоря об этом, апостол знал, что жизнь в богатом торг. городе представляла собой особое искушение. Тот, кто непокорен заповедям Христа и не желает подчиняться им, противостоит не человеч. предписаниям, он проявляет непокорность Самому Богу (ст. 8), Его призыву к святости (ст. 7). Это относится и к нек-рым членам церкви, не желающим зарабатывать себе на жизнь "собственными руками" (ст. 11,12). Церковь могла бы не беспокоиться о будущем, поскольку это Церковь надежды; но радость от предвкушения грядущего омрачена тенью озабоченности. Возникло опасение, что уже умершие члены церкви окажутся обделеными, представ перед Христом позднее тех, кто еще жив. Павел утешает верующих: сначала воскреснут умершие, а затем живущие будут восхищены вместе с ними на небо, так что Церковь предстанет перед Господом как единое целое (1Фес 4:16 и след.). Но для того чтобы община не терялась в догадках, Павел направляет ее взор на главное, при этом он не только утешает верующих, но и предупреждает их. Историч. времена и сроки Второго пришествия остаются тайной Божьей. Господь придет без предупреждения, поэтому надо жить в постоянной готовности. Апостол также напоминает, что всякое освящение собств. силами обречено на неудачу. Освятить может только Бог. Поэтому Павел обращает свой взор к Нему с просьбой об освящении всего человека, чтобы сохранить без порока его дух, душу и тело до дня пришествия Иисуса Христа (1Фес 5:23).
III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1) КОМПОЗИЦИЯ
Приветствие членам церкви (1:1,2).
1. Церковь в гонениях (1:3-12):
а) благодарность за то, что вера фессалоникийцев возрастает и среди скорбей (1:3-6);
б) победа, к-рая придет со Вторым пришествием Христа (1:7-10);
в) заступничество Павла и его молитва о благоволении (1:11,12).
2. Предупреждение о ложных ожиданиях (2:1-12):
а) ложные ожидания скорого пришествия Христа (2:1,2);
б) пришествию Христа будет предшествовать явление сына погибели (2:3-6);
в) власть обольщения над погибающими (2:7-10);
г) осуждение заблуждающихся (2:11,12).
3. Павел и церковь в Фессалонике (2:13 3:5):
а) благодарность апостола Богу за эту церковь (2:13,14);
б) ходатайство Павла за фессалоникийцев (2:15-17);
в) просьба Павла молиться о нем (3:1,2);
г) уверенность апостола в фессалоникийских верующих (3:3-5).
4. Назидания апостола (3:6-16):
а) осуждение тунеядцев (3:6-13);
б) требование послушания (3:14,15);
в) благословение (3:16).
Заключение (3:17,18).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Еще в Первом П.кФ. говорится об опасностях, подстерегающих молодую церковь: это гонения (1Фес 2:14-16), мирские соблазны (1Фес 4:3-5), нежелание трудиться нек-рых членов церкви (1Фес 5:11). Теперь, по мнению Павла, эти опасности превратились в угрозу для жизни церкви. Павел и ранее пытался вмешаться в течение событий, но ему дважды воспрепятствовал в этом сатана (1Фес 2:18). Поэтому апостол в письм. форме излагает свой взгляд на эти опасности и указывает путь к их преодолению. Усиление гонений принесло церкви благословение; вера, любовь и терпение возросли и могут служить примером для других церквей. Кр. того, происходит четкое размежевание между членами церкви. Верующие, провер. испытаниями, становятся достойными Царства Божьего (2Фес 1:5), в то время как враги Христа своими злодеяниями уготавливают себе праведный суд. Эти бедствия заставляют церковь с тем большей надеждой ожидать дня пришествия Господа для великого Суда, несущего вечную гибель всем, не признавшим Бога или не проявившим послушания Ему, несмотря на свою веру (ст. 8). Апостол наставляет церковь, чтобы, несмотря на бедствия, она оказалась достойной своего призвания и этим прославила имя Христа (ст. 11,12). Большую опасность для церкви представляли также лжеучителя, к-рые, ссылаясь на Павла, утверждали, что день Господень уже наступил (2Фес 2:2). Апостол опровергает это ложное утверждение указанием на то, что перед Вторым пришествием Христа должен открыто и беспрепятственно проявить себя см. Антихрист. Это произойдет по воле Бога, Который т.о. получит основание для того, чтобы осудить всех возлюбивших неправду (ст. 11,12). Павел благодарит Бога за братьев, избранных через "освящение Духа и веру истине" к спасению и "достижению славы Господа" (ст. 13,14). Он просит верующих соблюдать верность учению и просит Бога утешать и утверждать их во всяком благом деле (ст. 17). От верных Богу Павел ожидает молитв о распространении слова Божьего, чтобы через вмешат-во Господа могло осуществиться избавление от "беспорядочных и лукавых" людей (2Фес 3:2). Еще одна опасность, подстерегающая церковь, кроется в людях, обратившихся к вере, а потому называемых братьями (ст. 6,15), но тунеядствующих. Они пытаются использовать милосердие трудолюбивых братьев, чтобы не работать самим. Такие люди позорят церковь. Там, где увещевания не помогают, таких братьев надо наказывать, прекращая общение с ними, а их имена сообщать апостолу. Т.о., Второе П.кФ. позволяет узнать о борьбе, к-рая велась за молодую, живую, но подвергавшуюся жестоким вражеским нападкам церковь.