Библейская энциклопедия Брокгауза - посланничество посылать
Посланничество посылать
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) общее значение слова "посылать" "поручать": напр., Бог посылает Своего ангела с поручением вести и охранять Его народ (Исх 23:20; ср. также Быт 24:7);
2) чаще всего П. означает поручение передать определ. весть, т.е. повеление или разрешение возвестить ее (ср. 3Цар 5:2,8). Выражение "послать за..." может иметь значение "потребовать" (3Цар 20:7);
3) "послать" в значении "поручить известить кого-то" особенно часто встречается в тех случаях, когда речь идет о см. Пророках. Их посылает Сам Бог, и они, вняв Ему, идут, говорят или проповедуют (Ис 6:8 и след.; Иер 1:7). О лжепророках сказано, что они "не посланы", т.е. не имеют поручения от Бога (Иер 14:14; 23:21,32; 27:15; 29:9). Послушание требуется не только от посланных пророков: сами пророки получают власть требовать послушания от тех, к кому они посланы (Иер 26:12 и след.). О народе, к-рый не слушает посланников Божьих, Бог говорит: "Они не слушались Меня" (Иер 7:25 и след.);
4) наделяя посланных полномочиями, Бог не отдает Свое Слово в распоряжение человека-посредника: через него Он передает на землю Свое Слово (Пс 106:20; 147:14), позволяя совершиться тому, для чего Он и посылал это Слово (Ис 55:11); Бог Сам посылает "милость Свою и истину Свою" (Пс 56:4), а также "избавление народу Своему" (Пс 110:9);
5) в ВЗ глагол "П." иногда употребляется в том значении, к-рое указывает на НЗ: Бог посылает вестников, чтобы уберечь Свой народ от последнего Суда. Так, в Мал 4:5,6 содержится обетование о том, что будет вторично послан пр. Илия. Божья цель, а именно благовествование нищим, исцеление сокрушенных сердцем, освобождение узников, проповедь милости и суда, так ясно высказана в Ис 61:1 и след., что Иисус, воспроизводя это место Писания, говорит: "Ныне исполнилось писание сие, услышанное вами" (Лк 4:16-21). Все многообразие новозаветного понятия "посланничество" отражается в Ис 66:19, где Бог дает обетование послать людей из числа спасенных Им к язычникам, чтобы проповедать среди них Его славу.
II. В НОВОЗАВЕТНЫХ ТЕКСТАХ
В новозаветных текстах понятию "посланничество" принадлежит особая роль, глагол "П." здесь служит описанию важнейшего и решающего Божьего деяния во благо людей. Если ранее Бог посылал к людям Своих рабов-пророков, то теперь Он посылает к ним Своего Сына (Мф 21:33-46; Мк 12:1-12; Лк 20:9-19); ученики, к-рых собирает вокруг Себя этот Посланник, названы см. Апостолами, т.е. см. Посланниками:
1) ПОДГОТОВКА.
Бог направляет посланников, к-рые, проповедуя о том, что будет послан Иисус, подготавливают людей к явлению Иисуса (ангел Гавриил в разговоре с Марией, Лк 1:26) и свидет-вуют о Нем (Иоанн Креститель, Ин 1:6);
2) ИИСУС КАК ПОСЛАННИК.
Иисус послан Богом: говоря об этом, НЗ представляет явление Христа величайшим звеном единой Свящ. истории. Бог посылает Своего Сына в предопредел. период Свящ. истории (Гал 4:4), и этим исполняются пророчества о Посланнике, Которого предвидели пророки (Лк 4:18-21). О Втором пришествии Иисуса Христа также сказано, что Его пошлет Бог (Деян 3:20). Словом "посылать" характеризу-ется вся несравненная миссия Иисуса, что особенно ярко описано и засвидетельствовано евангелистом Иоанном. Иисус не явился Сам от Себя, Он был послан Богом (Ин 8:42). Иисус знает Отца, потому что это Он послал Иисуса (Ин 7:29), и деяния Иисуса свидет-вуют о том, что Его послал Отец (Ин 5:36). Осознавая Себя посланным, Иисус проявляет полное послушание: Он ничего не может творить от Себя, а все совершает по воле Пославшего Его (Ин 5:30); он проповедует не Свое собственное учение и не Свои слова, а учение и слова Того, Кто Его послал (Ин 7:16; 14:24). Но поскольку Иисус послан Богом, то Его слово обладает Божественной силой (Ин 3:34), а Его суд истинен (Ин 8:16). Желающий познать истинную сущность Иисуса должен верить в то, что Его послал Бог (Ин 12:44 и след.). Слушающий слово Иисуса и верующий в Пославшего Его имеет жизнь вечную (Ин 5:24). В этом и состоит сама вечная жизнь: познавать Бога и посланного Им Иисуса Христа (Ин 17:3);
3) ЗАЧЕМ БЫЛ ПОСЛАН ИИСУС?
Целью этого Божьего деяния является спасение людей, спасение мира: "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин 3:17; ср. Лк 4:18). "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех по плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас" (Рим 8:3,4). Иисус, "Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Гал 4:4). Бог послал Иисуса "в умилостивление за грехи наши" (1Ин 4:10). Но это деяние еще не достигает своей цели; пока лишь немногие принимают Посланного, становясь т.о. причастными к спасению Божьему. Сын был послан Богом не только для спасения отдельных людей, но и для установления Царства Божиего на земле (см. Царство Божие). Распространению миссии Иисуса нельзя воспрепятствовать, и поэтому людям, желающим "сохранить" Его только для себя, Он говорит: "И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан" (Лк 4:43);
4) ИИСУС, ПОСЫЛАЮЩИЙ НА ПРОПОВЕДЬ.
Иисус не только послан к людям, но и Сам посылает людей для совершения Своего дела. см. Ученики Иисуса это те, кто находится при Нем и кого Он посылает (Мк 3:14) на проповедь, наделяя чудесной силой (Мф 10:5-8): "И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных" (Лк 9:2). При этом Иисус посылал Своих учеников в определ. порядке: "Начал посылать по два и дал им власть над нечистыми духами" (Мк 6:7). Миссия посланников заключается в том, чтобы подготовить приход Самого Иисуса, проложить путь для Посланника Самого Бога, Иисуса Христа. Иисус посылает семьдесят учеников в города и селения, куда Он Сам намерен прийти (Лк 10:1). След., люди не вольны посылать благовестников Евангелия, это всегда совершает Сам Иисус Христос по воле Пославшего Его. Поэтому Иисус перед лицом великой жатвы Божьей не призывает людей к добровольному участию в ней, а говорит: "Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф 9:38; Лк 10:2). Сам Бог всегда остается Посылающим вестников. Он посылает в мир Своего Сына, Который посылает на проповедь Своих учеников: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин 20:21; ср. 17:18). В том, что вестники рассылаются "до края земли" (Деян 1:8), продолжается деяние Самого Бога. Поэтому НЗ содержит не только земную историю Иисуса, но также и историю, и послания первых вестников, к-рых Иисус вооружает властью Пославшего Его: они принимают силу Св. Духа (Деян 1:8). Иисус посылает им Утешителя (Ин 16:7), и они получают власть прощать или не прощать грехи (Ин 20:23). Не принимающий посланников Иисуса навлекает на себя суд Божий (Мф 10:14,15; Мк 6:11; Лк 10:10-12). Тот, кто не послан Иисусом, не может проповедовать, а без проповеди невозможны ни вера, ни спасение (Рим 10:13-15). Посланные становятся причастны к страданиям Иисуса, Он посылает их "как овец среди волков" (Мф 10:16; Лк 10:3). Павел описывает страдания, к-рые ему пришлось претерпеть в его апостольском служении (2Кор 11:22-30; ср. также Кол 1:24);
5) ПОЛУЧАТЕЛИ ПОСЛАННОГО.
Иисус до Своего воскресения осознает Себя посланным "только к погибшим овцам дома Израилева" (Мф 15:24); Своим ученикам Он также заповедует: "на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мф 10:5 и след.). Но эта обусловл. Свящ. историей преграда сначала прообразно (Мф 15:22-28), а после воскресения Иисуса и окончательно оказывается устраненной.
III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Иисус посылает Своих учеников ко всем народам (Мф 28:19) до края земли (Деян 1:8). Отныне та Весть, которую Бог послал народу Израиля, проповедуется и язычникам (Деян 10:36), ибо спасение Божье послано и им (Деян 28:28). Ап. Павел был особо предназначен Богом для того, чтобы быть посланным "далеко к язычникам" (Деян 22:21; 26:17). По деяниям Павла можно проследить всеохватность его обращения к язычникам. Проповедь, к-рую распространяют посланники, не должна прекратиться, достигнув определ. круга лиц; получатели Благой Вести сами становятся посланниками, несущими Евангелие все дальше (Рим 15:24; 1Фес 1:6-8). Вся Церковь принимает участие в распространении Благой Вести через посланных. Получатели Вести никогда не составляют замкнутого круга людей, напротив, этот круг всегда расширяется. Тот, кто сегодня стал получателем Благой Вести, завтра уже превращается в посланного, а получателями становятся новые люди, еще не слышавшие и не принявшие Евангелия (ср. 1Фес 1:6-8). Поэтому Павел всегда старался проповедовать Евангелие не там, "где уже было известно имя Христово" (Рим 15:20). Иоанн неоднократно называет получателем послания "мир". Бог послал Своего Сына в мир (Ин 3:17; 10:36; 1Ин 4:9), и Сын тоже посылает Своих учеников в мир (Ин 17:18). При этом следует принимать во внимание, что "мир" для Иоанна не только геогр. понятие; для него "этот мир" прежде всего мир греха и тьмы. "Послание Иисуса в мир" не завершается созданием Им Своей Церкви, ведь Евангелие принадлежит как иудеям, так и язычникам, т.е. всем народам земли. Поэтому Церковь должна распространять Евангелие до тех пор, пока существует "этот мир", пока есть люди, которые "от мира", пока Царство Иисуса Христа не явится воочию для всех и пред именем Его не преклонится "всякое колено" (Флп 2:10 и след.).