Библейская энциклопедия Брокгауза - пророчество пророчествовать
Пророчество пророчествовать
Под П. Библия понимает см. Откровение, данное человеку посредством Духа Божьего. В НЗ П. причислено к дарам Духа (см. Дар, дарование ), о к-рых должны "ревновать" все верующие (1Кор 14:1,5,39). Хотя "орудием" П. Всегда является человек, верующие с уверенностью принимают откровение как слово Бога, что позволяет им утверждать: "Дух Святой сказал..." (Деян 13:2), "Дух Святой свидетельствует..." (Деян 20:23) или "...Дух говорит церквам" (Откр 2:29). Речь идет о Божьих откровениях, к-рые невозможно постичь человеч. разумом (ср. 2 Пет 1:20 и след.). И тем не менее П. это осмысленное, упорядоченное слово (1Кор 14:32). Если в ВЗ пророч. даром наделены только пророки, то в НЗ Дух П. обещан всем (Иоил 2:28;Деян 2:16-18;21:9; 1 Кор 12-14). Ср., однако, особое служение см. Пророка (V).
II.
Пророч. речь может быть основана на прямом словесном откровении Бога (см. Иер 1:7,11,19; Зах 1:1 и след.). Но часто Бог посылал пророкам сны и видения (Быт 46:2; Чис 12:6; Дан 1:17; 2:19; 7:1; Зах 1:7 и след.; Иоил 2:28), иногда сопровождаемые пояснениями (3Цар 22:19-33; Пс 88:20; Ис 1:1; Иер 1:11-19; Иез 37:1-14; Aм 7:1-9; 8:1-3; Деян 10:10-16), к-рые надлежало пересказать народу; иногда Бог, повелевая пророкам совершить то или иное символич. действие, пояснял им его смысл (Ис 20:2 и след.; Иер 27:2 и след.; Иез 12:3-7; Ос 1:2-9) или приказывал записать опред. сообщение (Ис 8:1; 30:8; Иер 29:1; 30:2), как это было при передаче см. Закона Моисею (Исх 24:4; 34:27). В ВЗ передача пророч. вести осуществлялась пророками в различных формах, известных и привычных народу, напр. в притче (Иез 17:2-10), плаче об умерших (Ис 14:4-23; Ам 5:1 и след.), хвалебных песнопениях (Ис 42:10-17; 44:23), скорбных песнопениях плачах (Иер 14:2-6), паломнич. песнопениях (Ис 2:2-4), насмешливых песнях (Ис 23:7-10,15 и след.),в форме обвинений и угроз (Ис 1:2-4; Ам 1:3 2:16).
III.
П. распространяется на прошлое, настоящее и будущее. Пророч. свет позволяет увидеть события давно прошедших времен (Иез 20:4-28); как пророч. прозрение, в к-ром отразилось прошлое, вероятно, следует понимать и рассказ о сотворении мира в Быт 1. Актуальность П., его непреходящее значение состоит в том, что оно раскрывает внутр. жизнь человека (1Кор 14:24 и след.), позволяет заглянуть в сердце ближнему (ср. Мф 16:17;Мк 2:8; Ин4:17-19; Деян 5:1-4), способствует распознанию духов (1Ин 4:1 и след.). Главная же сфера П. это будущее, что подтверждается не только исполнившимися в Новом Завете ветхозаветными предсказаниями, но и самим Новым Заветом (Деян 11:27 и след.; 20:23; 21:10 и след.; Откр 1:1). "Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7; ср. Ис 42:9; 46:10); так, пророки заранее предвидели и предвещали дарование Евангелия (Рим 1:1 и след.; 1 Пет 1:10-12).
IV.
Предназначение П. состоит в том, чтобы давать верующим конкретные указания, какие действия нужно совершать в данный момент и какие решения, соотв. Божьей воле, принять (см. Ин 16:13 и след.; Еф 1:17). Павел писал, что цель П. это назидание, увещевание, утешение Церкви (1Кор 14:3,31). Но П. имеет свои границы: человек способен познавать и передавать лишь частицу полной истины Божьей (ср. 1Кор 13:9); П. Никогда не входит в противоречие с верой (ср. Рим 12:6 и след.). П. это каждый раз указание пути, Господь может заменять одно П. другим или отменять его (1Кор 14:30). П. никогда не подкрепляется к.-л. доказат-вами, оно воспринимается верующими как Божье откровение. Опасность исходит от лжепророков, подражающих пророкам истинным; поэтому духов надлежит испытывать (1Ин 4:1 -3; ср. 1 Кор 12:3), а всякое П. проверять на истинность (1Кор 14:29). Ал. Павел видит в П. такой дар, к-рым мог бы обладать каждый член церкви (1Кор 14:1,5,39). П. это знамение Для верующих (ст. 22), оно служит назиданию, увещеванию, утешению и поучению общины (ст. 3,31). Назначение на определ. cлужение (см. Служение, служба, служить) или на должность часто происходило также на основании П. (1Тим 1:18; 4:14).