Библейская энциклопедия Брокгауза - прощение простить
Прощение простить
1) в евр. языке существует множество слов и понятий, выражающих идею П. Там, где в Синод, пер. употребляются слова "простить" и "прощение", основное значение соотв. евр. слов нередко бывает другим, напр. "устранить", "убрать" (Пс 24:18), "извинить" (4Цар 24:4; Неем 9:17) и "извинение" (Пс 129:4; Дан 9:9), "укрыть", "покрыть" или "стереть" (Пс 77:38; Ис 22:14; Иез 16:63), а в нек-рых случаях "примирить" (см. Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление) (1,1). "Переступить", "пройти мимо", "пропустить мимо" таково значение евр. слова, употребл. в Мих 7:18; 2 Цар 24:10; Иов 7:21. Понятие П. передается в Синод, пер. и др. словами: "отпускать" (Пс 31:1), "не вменять" (Пс 31:2), "не поминать" (Ис 43:25), "изгладить' 43:25; 44:22), "омыть'; "очистить" (Пс 50:4);
2) НЗ передает понятие "прощение", "прощать" греч. глаголом афиэми и сущ. афесис и харидзомай; при этом последнее слово в данном значении встречается только у Павла, а первое в других новозаветных посланиях. В остальных случаях глагол афиэми означает "отсылать", "отпускать" (Мф 13:36), "оставлять", "покидать" (Мк 13:34; Рим 1:27; Откр 2:4), а также "допускать" (Мф 3:15), "развязывать"(Ин 11:44), испускать" (Мф 27:50). Кр. того, это слово является юридич. термином, означающим "освободить кого-либо от правовых обязательств" (ср. Мф 18:27,32; 1 Кор 7:11 и след.). Исходя из этого слово афи-эми еще в Септуагинте, а затем и в НЗ употреблялось для обозначения понятия "прощать" (Мф 6:12; Мк 2:7,10; 1 Ин 2:12). Очень редко употреблявшееся, помимо Библии, слово афесис встречается в Лк 4:18 (в Синод, пер. "освобождение" и "свобода"); Мк 1:4; Мф 26:28 (в Синод, пер. "оставление"). Харидзомаи означает прежде всего "услужить кому-либо", "подарить что-то" (Лк 7:21;Деян 27:24; Рим 8:32), а также "выдать (человека)" (Деян 25:11,16). То, что Павел постоянно употребляет это слово в значении "прощать" как в отношении Бога, так и в отношении людей (Еф 4:32; Кол 3:13),-очевидно, связано с тем, что глагол харидзомай имеет общий корень с сущ. жарке, "милость". Т.о., уже само это слово призвано указывать на то, что П. совершается исключит, по милости Бога (см. Милость, благодать).
II. СУЩНОСТЬ ПРОЩЕНИЯ:
1) П. у израильтян означало продление срока уплаты долга (см. Субботний год). К полному П. долгов беднякам призывал Неемия во время восстановления стен Иерусалима (Неем 5:9-12). Вопрос о П. возникает, когда человек, совершив проступок в отношении другого человека или нарушив Божью заповедь, страдает от последствий своих неверных действий и стремится к освобождению от этой вины. "Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне" (Пс 37:5). Это бремя может быть столь тяжким, что человек уже не может поверить, что получит П. Ибо см. Вина человека необратима. Во-первых, никакой греховный, сопряж. с виной поступок нельзя обратить вспять, он навсегда входит в нашу жизнь, сопровождая человека и в вечности (ср. Откр 14:13), вплоть до последнего Суда (ср. Мф 16:27; Рим 2:6 и след.; 1 Пет 1:17; Откр 20:12). Из-за своих грехов человек оказывается Божьим противником: "Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх 20:5,6). Бог милосерден, но Его милосердием не смягчается и не отменяется Его неприятие греха. Об это неприятие разбились оба царства израильтян: Израильское (4Цар 17:7-23) и Иудейское (4Цар 24:20), ибо Господь не желал более прощать их грехи (ст. 3,4);
2) именно потому, что вина греха столь тяжела и ее нельзя ни отменить, ни устранить ничем, кроме П., оно не должно и не может быть одностор. действием. П. возможно только как отношение между двумя личностями. Тот, перед кем человек провинился, прощает, т.е. объявляет через свободное и милостивое волеизъявление, что он со своей стороны не считает более соверш. проступок бременем, отягощающим взаимоотношения. Благодаря этому шагу тот, кто находился в плену своей вины, освобождается от нее не в такой степени, чтобы она была обращена вспять и все ее последствия были устранены, но все же настолько, чтобы отношения между этими двумя личностями могли начаться заново и чтобы вторая сторона, получив П. своей вины, обрела возможность новой жизни, особенно в том случае, если прощающей стороной является Бог. Эту возможность, к-рую ему предоставляет Бог, человек должен использовать в полной мере (Пс 129:4; ср. Пс 50). Такова цель долготерпения (Неем 9:17; Ис 55:6,7) и суда Божьего (2Пар 7:13-14; Иер 36:3). В конечном счете Бог простит весь Свой народ (Ис 33:24; Иер 31:34; 50:20; ср. Иез 16:63);
3) в ВЗ Бог в значит, степени связал Свое П. с совершаемым через священника см. Очищением (III,2) (Лев 5:10,16,18), как сказано в Евр 9:22: "Без пролития крови не бывает прощения". Из этого следует, что П., к-рое Бог дарует из милосердия и любви, нисколько не умаляет Его святости и праведности;
4) вся глубина и тайна П., являющегося безвозмездным даром Божьим, открывается в НЗ. Бог не может не замечать греха, а должен реально лишить его силы и устранить. Жизнью и смертью Сына Божьего Иисуса Христа совершается окончат. см. Очищение (III,4), основа всякого, в т.ч. и ветхозаветного прощения (см. Жертва, IV); Он наш ходатай перед Отцом (1 Ин 2:1), ходатайствующий за нас пред Богом (Евр 7:25; Рим 8:34). Если Иоанн Креститель возвещал близость наступления Царства Божьего (Мф 3:2) и проповедовал крещение покаяния для П. грехов (ст. 11; Мк 1:4), то с Иисусом это Царство реально явилось к людям (Мф 12:28). Поскольку Иисус пришел, чтобы "отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10:45), 0н облечен властью прощать грехи (Мк 2:5,10; Лк 7:48), однако Его противники, фарисеи, еще полностью находившиеся в плену ветхозаветных установлений, не признавали Его полномочий на это П. (Мк 2:6,7). Кровь Иисуса кровь "нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф 26:28); во Христе "мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф 1:7; 1 Ин 2:12). Поэтому Он свободно общается с мытарями и грешниками (Мф 9:9-13; ср. 21:28-32) и приглашает всех их к Отцу (ср. Лк 14:23,24). Он просит у Своего Отца о П. даже для тех, кто распинал Его (Лк 23:34), и со Своего креста дарует прощение иудеям (Деян 13:38) и язычникам (Деян 10:43;2б:17,18),неся им спасение (ср. Пс 32:1,2), мир и радость (Деян 8:39);
5) принес. Иисусом П. грехов теперь через благовествование Его посланников, к-рые до этого сами получили П. (ср. Ин 21:15-17; 1 Тим 1:12-16), должно передаваться далее (Лк 24:47), и не просто как весть, но и как реальная сила: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин 20:23; ср. Иак 5:14-16 и см. Ключ, затворять, II,4). Но эта власть никоим образом не означает полной свободы учеников прощать или не прощать кому-то грехи, она может быть использована только под непосред. Руководством Св. Духа.
III. НЕОБРАТИМОСТЬ ПРОЩЕНИЯ:
1) Бог напоминает каждому человеку об обязанности прощать своих должников (Мф 6:12,14; Мк 11:25; Лк 6:37; 11:4; Еф 4:32; Кол 3:13), а также строго предостерегает от непримиримости: "А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф 6:15). Даже если брат ваш семь раз в день согрешает против вас и просит простить его, ему нельзя отказать в этом (Лк 17:3,4). Выражение "семь раз" в данном случае говорит лишь о том, что прощать можно неоднокр., и ни в коей мере не обозначает количеств, предел для П. (Мф 18:21,22). Притча о лукавом рабе показывает, как отсутствие снисхождения к просьбе другого препятствует П. собств. грехов (ст. 32-35). Это еще раз (см. выше, II,1) убеждает нас в том, что вина представляет собой нечто необратимое и что ее последствия остаются и после получения П. Раб не принял даров, ему новых отношений с господином, т.к. сам был немилосерден, и потому его вина была восстановлена в полном размере, он вновь оказался в плену у нее;
2) дар П. обязывает человека быть послушным Господу, вот почему были тщетны неискренние и своекорыстные просьбы о П., с к-рыми обращались к Богу фараон (Исх 10:16-20) и Саул (1Цар 15:24-26). Не может быть прощено и хуление Св. Духа (Мк 3:28-30; см. Хула, злословие, злоречие, III,4). Послание к Евреям предупреждает о невозможности обновления покаянием людей, отпадших от Господа (Евр 6:4-6; 10:26,27; 12:15-17). Насколько строго Бог придерживается этих принципов, показывает слово, сказанное Господом Своему народу при заключении завета: "Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего; ибо имя Мое в Нем" (Исх 23:20,21). Народ Израиля сам навлек на себя суд своим непослушанием в пустыне, в земле обетованной вплоть до пленения и, наконец, своим отказом принять Христа. Поэтому Павел предостерегает на примере истории своего народа: "Итак видишь благость и строгость Божью: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен" (Рим 11:22). А это означает, что верующие должны ежедневно и вовеки жить только милосердным прощением Божьим.