Библейская энциклопедия Брокгауза - псалом
Псалом
I. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
1) евр. название книги Псалтирь Техиллим, "хвалебные песнопения" происходит от глагола халая, "ликовать", "восхвалять" (ср."аллилуйя").0днако из всех П. только П. 144 обозначен как техилла ("хвалебная песнь"). Септуагинта называет эту книгу Псалмой (Псалмы); сущ. псалма производное от глагола псаллейн, "играть на лире", к-рый указывает на способ исполнения П.;
2) Псалтирь как собрание гимнов, песнопений и молитв древней Церкви имеет богатую историю. В своем нынешнем виде она представляет подборку прежде разрозненных сборников древних песнопений, таких, как Псалтирь Давида (Пс 3-10), песнопения для хора, написанные сынами Кореевыми (Пс 41-48), Малая книга песен восхождения (Пс 119-133; см. Смена) и др. Это объясняет то обстоят-во, что, напр., песнь о безумце (Пс 13) встречается дважды: она включена не только в Псалтирь Давида, но и во второй сборник П. (Пс 52). Псалтирь делят на пять книг (Пс 1-40; 41-71; 72-88;89-105;106-150), первые четыре из к-рых завершаются краткими славословиями (Пс 40:14; 71:18-20; 88:53; 105:48). Вероятно, Пс 1 считался вступит., а Пс 150 заключит. песнопением всей Псалтири;
3) исполнение П.:
а) собранные в Псалтири песнопения должны были исполняться во время богослужения. Богослужебное предназначение П. подтверждается и сравнением 1Пар 16:8-36 с Пс 104 и 95. Во время утреннего жертвоприношения в каждый из дней недели пели по псалму, причем в след. последовательности: Пс 23; 47; 81; 93; 80; 92; 91. О распределении П. по различным праздникам имеются разные сведения, точно известно лишь то, что во время пасхальной трапезы пели "Халлель" (Пс 112-117; см. Хвалебная песнь). В целом собрание П. в том виде, в каком оно представлено сегодня, это, вероятно, книга песнопений, к-рая имела хождение в эпоху второго см. Храма;
б) формой исполнения П. была декламация с живыми модуляциями голоса под музык. сопровождение и с участием хора (2Пар 5:12 и след.). То, что П. исполнялись как антифонное пение, лучше всего видно на примере Пс 135, в к-ром вторая часть каждого стиха "Ибо вовек милость Его" воспринимается как ответ общины на слова солиста. Наряду с этим можно найти фрагменты с рефреном, к-рый должны были петь народ или хор (Пс 4142). Со времен Давида в обязанности левитских певцов и музыкантов входила игра на псалтирях, цитрах и кимвалах (1Пар 25:1; 2 Пар 7:6; 29:25-30). Дальнейшее перечисление музыкальных инструментов (см. Музыкальные инструменты), к-рые должны были сопровождать прославление Бога, мы находим в Пс 150:3-5. см. Поэтическое искусство см. Песня см. Хвалебная песнь;
в) многие выражения, смысл к-рых не совсем понятен совр. человеку, возм., служили указаниями для исполнителей П. Напр., слово см. Села, возм., указывало на паузу в молитв. песнопении. Сюда же относятся и те евр. слова, которые в Синод, пер. переданы как "плачевная песнь" (Пс 7 и др.), "учение" (Пс 31:1 и др.) и др. Пятьдесять пять П. имеют в заголовке пометку ламенаццеах, что предположит. означает начальнику хора. Иногда, видимо, упоминается какая-то другая песнь, на мелодию к-рой следовало петь П. "О лани, на которую охотятся на заре" (Пс 21:1, в Синод. пер. "При появлении зари"), "О голубице, безмолвствующей в удалении" (Пс 55:1);
4) в заголовках прим. ста П. названы имена авторов: Моисея (Пс 89), Давида (Пс 3-31; 33-40; 50-64; 67-69; 85; 100; 102; 107-109; 121; 130; 132; 137-144), Соломона (Пс 71; 126), см. Асафа (Пс 49; 72-82), Емана (Пс 87), Ефама (Пс 88) и сынов Кореевых (Пс 41; 43-48). Во многих П. заголовок и текст указывают на события, к-рые позволяют достаточно точно определить время возникновения самих П. (Пс 136; см. Давид, XI). Если таких указаний нет, то возраст песен установить практически невозможно: лингв, анализ также не дает каких-л. результатов. Многие П., авторами к-рых названы Давид и Соломон, можно датировать началом эпохи царств; это подтверждается и др. местами Библии (2Цар 1:17-27; 3:33; 22:1 23:7; 3 Цар 4:32; AM 6:5). Подобные формы поэтич. иск-ва развивались в Сирии и Палестине с глубокой древности, что доказывают тексты из Рас-Шам-оы.
II. СОДЕРЖАНИЕ.
Книга П. не поддается делению на главы, как др. книги Библии. П., близкие по содержанию, или П. одних и тех же авторов рассредоточены по всей книге. В то же время среди них нетрудно выделить устойчивые группы, как, напр., "цар. П." Или "песни восхождения". Но и подборка П. по содержанию, без учета их последовательности, вряд ли возможна. К мессианским можно отнести те П., к-рые истолковывались таковыми еще до прихода Христа; эту группу можно расширить за счет тех П., к-рые истолкованы как мессианские уже в НЗ. Группирование П. по др. признаку затрудняется тем, что один П. может содержать различные составляющие, напр. наряду с жалобой на бедствие включать благодарность Богу за помощь. Яснее обстоит дело с цар. П. (Пс 91-99) и песнями восхождения (Пс 119133). Кр. того, следует назвать покаянные и молитв. П. (Пс 3;6; 31; 37; 50; 87; 101; 129; 142); просьбы к Богу о помощи (Пс 4; 5; 10; 27; 40; 54; 58; 63; 108; 119; 139); хвалебные и благодарств. песнопения (Пс 17; 28; 105; 110; 112; 116; 117; 133-135; 137; 143-150); утренние песнопения (Пс 3; 5; 18; 56; 62; 107); назидат. П. (Пс 1; 5; 7; 14; 49; 72; 93; 118; 138); мессианские П. (Пс2;15;21;23; 39; 44; 68; 71; 109; 117); П. о славе Божьего творения (Пс 8; 18; 28; 32); П. ист. содержания (Пс 77; 104; 105);
III.
Хотя Псалтирь это собрание многих песнопений, созданных разными авторами, все же можно поставить вопрос о ее основной идее, поскольку речь в П. идет не только о благочестивых чувствах, выраженных в поэтич. форме. П. как молитвы (см. Молитва) это разговор с Богом, вопль ( см. Призыв) о спасении и ответ на Божьи дела, совершаемые для спасения Его народа и каждой отдельной личности. П. учат тому, как молиться Богу в Духе и истине. Приходя к Богу в молитве, человек должен осознавать свою греховность, к-рая проявляется прежде всего во всеобщей греховности человечества, нередко открыто восстающего против Бога (Пс 2), пренебрегающего грядущим Божьим судом (Пс 9) или вообще отрицающего существование Бога (Пс 13; 52). Поскольку враги Бога не могут вести войну против Него Самого, то они преследуют людей, стремящихся жить благочестиво (Пс 16; 21; 36) и в ожидании Божьего вмешательства безропотно сносящих эти преследования. Когда Господь, желая наказать и вразумить Свой народ, надолго отдает его в руки врагов, то жалобы и упования изливаются в П. (Пс 136; 125). Еще глубже и острее, чем общая вина человечества, осознаются собств. грехи. Человек, ничтожный пред Богом (Пс 8:5; 143:3,4) и подобный червю (Пс 21:7), опускается еще ниже под тяжестью собств. греха, лежащего на нем с рождения (Пс 50:3-8) и являющегося причиной страшных бед (Пс 37). Первое желание грешника замолчать свой грех, но душевные и телесные страдания принуждают его к исповеданию, к-рое является предпосылкой прощения (Пс 31; 78:9; 129:3 и след.). Однако не всякое см. Страдание, страдать представляет собой Божье наказание. Так, страдающий праведник после основат. проверки своей совести может исповедаться и в своей невиновности (Пс 7; 25:2,11). Прощая людям грехи. Бог извлекает их "из страшного рва, из тинистого болота" (Пс 39:3), а души их избавляет от коварства и насилия (Пс 71:14) и даже от власти преисподней (Пс 48:16). Непостижимая слава Божья проявляется в том, что Он очищает Своих избранных и дарует им новое, чистое сердце (Пс 50:9-14). Прощение и искупление это то, из чего произрастает благодарность Богу, к-рой исполнены сердца спасенных Им (Пс 106; 107). Но полное искупление народа Божьего пока только обещано (Пс 129:8); оно будет достигнуто лишь после того, как страдавший в одиночестве Мессия (Пс 21) явится как Царь славы (Пс 23), победивший всех Своих врагов (Пс 117). Следует помнить, что милость и избавление не будут дарованы Богом каждому, поэтому человек должен обратиться к Нему за помощью (Пс 26:7-10; 64:3-5) и познать страх Господень, удерживающий от греха (Пс 85:11). Бог это праведный Судья (Пс 7:12-18; 10:1-7), от Которого не укроются даже те наши грехи, к-рые неизвестны нам самим (Пс 89:8); но праведность Бога (см. Справедливость) всегда сопровождается Его см. Милостью, см. Милосердием, добротой и см. Верностью (Пс 102:8-13; 144). Бог праведный помощник в бедах. Он всегда приходит на помощь благочестивым (Пс 15; 22; 36; 41; 42), в т.ч. и в гонениях (Пс 56; 58), поэтому молитвы с жалобами на бедствия переходят в благодарность, открывающую путь для Божьего спасения (Пс 49:23). При этом только Сам Бог знает срок, в к-рый придет помощь (Пс 12:2, 3). Божья помощь, полученная человеком, ведет его к постоянному и живому общению с Богом (Пс 72:23-28), дарующим благословение (Пс 64; 66; 127). Тот, кто познал Божье благословение, всецело уповает на Него (Пс 26; 45; 61; 90;91). Поэтому жизнь Божьего народа, как и жизнь отдельного благочестивого человека, все более наполняется благодарностью, к-рая может выражаться в хвалебных песнопениях. Это благодарств. Славословие Бог желает слышать из уст человека как новую песнь (Пс 32; 33; 95) так, чтобы она сливалась со славой Божьей, проповедуемой всем Его творением (Пс 8; 18:1-7; 103; 148). Поэтому книга заканчивается призывом: "Все дышащее да хвалит Господа!" (Пс 150:6).