Библейская энциклопедия Брокгауза - путь
Путь
см. Дорога см. Палестина (II; V);
II.
Слово "П." (как и "дорога", "тропа") часто употребляется в Библии в метафорич. значении:
1) вся ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА может быть названа П. (Иов 31:4; Притч 20:24), к-рый не может укрыться от Бога (Пс 138:3; Ис 40:27). Бог держит в Своей руке все П. (Дан 5:23) и охраняет П. святых (Притч 2:8). Богу ведом и скрытый от человека его грядущий жизн. П. (Иов 3:23), поэтому нужно довериться Богу (Пс 36:5). Наконец, смерть может быть названа "путем всей земли (3Цар 2:2; Иов 16:22), однако подобное словоупотребление ограничивается ВЗ;
2) под ПУТЯМИ, КОТОРЫМИ ИДЕТ САМ БОГ, подразумеваются Божьи замыслы (Ис 55:8 и след.) или дела (Пс 144:17; Притч 8:22), особенно Его план спасения человечества (Деян 13:10; 18:25 и след.). Все П. Божьи "милость и истина" (Пс 24:10; Откр 15:3) и неподсудны людям (Ис 40:14), ибо превышают человеч. разумение (Ис 55:8 и след.; Рим 11:33);
3) часто слово "П." означает поведение, жизн. устои, "хождение" человека (см. Ходить) (Суд 2:17; Иез 23:31; Деян 14:16; Иак 1:8).Текст Исх 18:20 ясно показывает, сколь взаимосвязаны П. и дела. В книгах Царств нередко повторяется выражение о "хождении путем отца своего и во грехах его"(3Цар 15:26,34; 16:2,19,2б;22:43, 53). Особое духовное значение П. обретает оттого, что по нему идет Бог (Втор 11:28; Иер 7:23). "Путь добрый" (Иер 6:16; ср. с 1 Цар 12:23) это жизнь в соотв. с Божьей волей. Вновь и вновь звучит призыв к Израилю "ходить путями Божиими' (Втор 8:6; 10:12; 11:22; 19:9; Нав 22:5). Т.о., выражение "ходить путями Божиими" обретает значение "поведение, заповед. человеку Богом" (Быт 18:19; 2 Пар 17:6; Пс 118:15; Мк 12:14; Евр 3:10);
4) представление о ДВУХ ПУТЯХ, к-рое намечается еще в ВЗ (Пс 1:6; 118:29 и след; 138:24; Притч 4:18 и след.; 15:19),известнои в позднем иудаизме, но по-настоящему развернуто только в Мф 7:13 и след. (собств., это двойной образ: врата и П.). Речь здесь идет не о греховной или добредет, жизни, а о призыве Иисуса следовать за Ним. Следование за Христом это суровое требование, узкий П. (доел. "обремененный см. Скорбью путь"; тетлимменос слово, однокор. с тлипсис), поэтому большинство людей избегает его. Но только это следование дарует обетование вечной жизни. Вместе с тем эта схема двух П. показывает необходимость, неотступность и важность решения идти за Богом или против Него. Третьего, нейтрального, П. не существует;
5) в НЗ слово "П." означает также средство или возможность ДОСТИЧЬ СПАСЕНИЯ (Деян 16:17; ср. ст. 30 и след.). Эту возможность, к-рую Исаия предвидел как П. святой (Ис 35:8-10), сделал реальной только Иисус Христос Своей кровью (Евр 10:19 и след.), до этого "путь во святилище' к общению с Богом был "еще не открыт" (Евр 9:8). Высшей точкой библ. высказываний о П. является определение Иисусом Самого Себя как П. (Ин 14:6). Величие и неповторимость Иисуса проявляются в том, что не Он нуждается в П. к Отцу, а Сам является П., когда уходит, чтобы Своей смертью приготовить место ученикам (Ин 14:3). Стих 6 показывает исключительность этого заявления. Иисус не возвещатель и не предтеча. Которого оставляют позади, как это было с Иоанном Крестителем (Ин 1:36 и след.). В Иисусе цель идентична П. Иисус это П., потому что Он есть Истина и Жизнь (ср. Евр 10:19: "путь живой"), т.е. ответ на основной вопрос бытия (см. Быт 2 и след.: "древо познания" и "древо жизни");
6) своеобразное и единств. в своем роде словоупотребление обнаруживается в Деяниях, где слово "П." обозначает ХРИСТИАН И ХРИСТИАНСКУЮ ЖИЗНЬ (Деян 9:2; 19:23; 24:14). Деян 24:14 показывает, что П. христиане называют именно то, что иудеи презрительно называли "ересью". След., это было самоназванием христиан (слово "христиане" вначале возникает вне Церкви; Деян 11:26). Подобным же образом Евангелие может быть названо "путем истины" или "путем правды" (2Пет 2:2,15,21).