Библейская энциклопедия Брокгауза - раскопки
Раскопки
Р. на Ближнем Востоке Мариэтта в Египте (1850-1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) начались как "кладоискательство". Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб. характерных для данного региона экспонатов. Лэйярд в значит. степени опередил свое время, придавая большое значение точному составлению документов и описанию всех обстоят-в, при к-рых была сделана та или иная находка. Но кардинальные изменения в археологии наступили после того, как Ф.Питри в 1890 г. применил разработанную им систему относительной хронологии на основе анализа керамики, найденной при Р. Телль-эль-Хеси в юж. Палестине. Эту систему он создал в Египте, используя опыт Г.Шлимана при Р. Трои (1872-1874 гг.). Метод Ф.Питри в соединении с методами стратиграфии и типологизации позволяет получить надежные результаты, даже если телль (см. ниже, II) имеет многочисл. наслоения, а сколько-нибудь значимые письм. свидет-ва отсутствуют (что весьма характерно для Палестины). Метод стратиграфии состоит в сопоставлении находок из каждого культурного слоя (лат. стратум). Метод типологизации заключается в том, чтобы, сравнивая сосуды из разных археол. слоев, прослеживать развитие их форм, что позволяет датировать находки. Изучение надписей при сравнении их с аналогичными находками в других местах позволяют определить место находок в общей хронологии, т.е. добиться надежной датировки отдельных периодов в истории конкретного поселения. Во время Р. в Самарии в 1908-1910 гг. Г.А.Райзнер соединил методы стратиграфии и типологизации, использовавшиеся школой Питри, с методами раскрытия сооружений и техники Р., разработ. виднейшими нем. археологами (Р.Кольдевеем в Вавилоне в 1899-1924 гг., В.Андрэ в Ашшуре в 1902-1914 гг.). Для описания и классификации находок Райзнер пользовался амер. картотеками с их системой регистрации (эти методы применяются и в совр. археологии). Методики исслед. расширялись и совершенствовались при более поздних Р.: Телль-Бейт-Мирсима в 1926-1932 гг. У.Ф.Олбрайтом, Самарии в 1931-1935 гг. Дж.У.Кроуфутом, Лакиша в 1932-1938 гг. экспедицией Уэлкома-Марстона и Иерихона в 1952-1958 гг. К.Кеньон. Другие комплексные Р. были проведены амер. археологами в Мегиддо. Полностью открытые в 1925 г. четыре верхних гор. слоя дали значит. находки, относящиеся к временам царя Соломона. В 1935-1938 гг. при Р. ученые обнаружили участок скалы, лежащей в основании города, и доказали, что это место было заселено прим. с 3500 г. до Р.Х. Частные Р. без научного контроля и варварские Р. "кладоискателей" сегодня пресекаются благодаря надзору на правит. уровне. Разрешения на Р. выдаются только известным науч. учреждениям и исследоват. обществам, что обеспечивает наилучшую сохранность и более полное изучение находок. Полит. неурядицы во многом осложняют проведение систематич. Р. на Ближнем Востоке. В результате все большее значение приобретают исследования, к-рые интенсивно проводились в Палестине Н.Глюком прим. в 1931-1945 гг.
II. ПРАКТИКА РАСКОПОК
Методика Р. во многом определяется тем, что представляет собой холм (телль) на месте развалин. Типичные для Ближнего Востока телли являются искусств. холмами, возникшими на местах древних селений в результате накопления там разного рода следов жизнедеятельности человека. В течение столетий и тысячелетий каждое новое поколение строило жилье на развалинах домов своих предшественников. Войны и стихии заставляли людей покидать города, после чего дождь и ветер сравнивали глинобитные постройки с землей. В таком холме за двухтысячелетнюю историю может накопиться до десятка слоев при общей толщине в 6 м, как это имело место, напр., в Телль-Бейт-Мирсиме (древнем Девире). Холм Телль-эль-Хесн (Бет-Шеан) содержал 18 слоев совокупной толщиной 24 м со следами древних поселений, существовавших в те-чение 4 тыс. лет, за искл. нек-рых перерывов. Трудность Р. заключается в том, что эти слои никогда не бывают строго отделены один от другого по всей протяженности, как это, напр., происходит со следами пепла после большого пожара. Во многих случаях в более поздних постройках и фортификац. сооружениях используются древние фундаменты, поэтому их трудно разделить по времени. После того как выполнены обмер и фотосъемка выбранного для Р. холма, площадь Р. размечается на квадраты, обычно со стороной 20 м, затем археологи начинают снимать верхний слой. Каждый найденный предмет или фрагмент сооружения фотогра-фируется, а на плане указывается его точное местоположение внутри данного квадрата; если требуется, они фиксируются и по высоте. Задокументировав эти данные, ученые переходят к работе над след. слоем. Столкнувшись со сложным или поврежд. слоем, археологи обычно делают вертикальный срез холма, чтобы определить последовательность культурных слоев. В том случае, когда необходимо установить местоположение определ. сооружений, делаются пробные шурфы, к-рые затем могут быть расширены. Наряду с регистрацией начинается реставрация и классификация находок, зачастую во время продолжающихся Р. Расшифровка надписей и идентификация монет дают важные данные для датировки слоев и одновременно позволяют уточнить направления дальнейшей работы. Разбитые сосуды, которые обычно склеиваются на месте, позволяют судить о том, к какому народу принадлежали древние поселенцы, об их культурных и торг. связях, а при отсутствии других свидет-в также служат основой для хронологии событий. Химич. анализ и последующая обработка всего материала обычно проводятся специалистами в лабораториях и музеях, куда перевозят находки. Эти работы, на к-рые зачастую уходят годы, служат основой для публикации заключит. результатов, что делает их доступными для науки.
III. ХРОНОЛОГИЯ
Для временной классификации находок, обнаруж. при Р., служит хронология, построенная на археол. данных. Ранний и поздний каменный век полностью относятся к доист. времени. Историческим называется то время, с к-рого появляются письм. свидет-ва. Оно охватывает бронзовый и железный века, которые подразделяются на следующие периоды:
Ранний бронзовый век прим. 3000-2200 гг. до Р.Х.
Средний бронзовый век I прим. 2200-1800 гг. до Р.Х.
Cредний бронзовый век II прим. 1800-1600 гг. до Р.Х.
Поздний бронзовый век I прим. 1600-1400 гг. до Р.Х.
Поздний бронзовый век II прим. 1400-1250 гг. до Р.Х.
Железный век I прим. 1250-1000 гг. до Р.Х.
Железный век II прим. 1000-600 гг. до Р.Х.
На период среднего бронзового века приходится время израил. патриархов, Среднего царства и господства гиксосов в Египте. Поздний бронзовый век охватывает пребывание израильтян в Египте, исход и странствование в пустыне. Замеченное во многих местах Палестины отсутствие поселений в период между поздним бронзовым веком и железным веком (I) часто связывали с завоеванием Ханаана израильтянами. Однако археологам и специалистам по библейской хронологии предстоит еще решить здесь целый ряд проблем. Железный век (I) включает время судей и первых царей. Железный век (II) это эпоха от раздела царства до разрушения Иерусалима. В истории Палестины различают след. периоды:
Железный век III / перс. прим. 600-400 гг. до Р.Х.
"Деурбанизация" прим. 400-200 гг. до Р.Х.
Эллинистический период прим. 300-100 гг. до Р.Х.
Римский период прим. 100 до Р.Х. 300 гг. по Р.Х.
Византийский период прим. 300-640 гг. по Р.Х.
IV. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ РАСКОПОК И НАХОДКИ
1) ЕГИПЕТ
Колосс. каменные сооружения Египта пирамиды, храмы, города мертвых по большей части всегда оставались доступными для обозрения. Р. этих сооружений принесли богатейшие находки: засыпавшие их пески сохранили в жарком егип. климате даже столь непрочный материал, как папирус. Бесчисл. надписи значительно облегчили датировку находок. В начале исслед. работ ученые стремились получить точные даты исключ. с помощью астрономич. вычислений. Однако нек-рая неуверенность в точности тех или иных дат все же сохраняется, несмотря на имеющуюся возможность сверять данные, полученные при раскопках в Египте, с ассир.-вавил. хронологией. Тем не менее установлена последовательность правителей в Египте, а егип. печати в форме скарабеев, к-рые находят в Палестине, при всей скудости обнаруж. там надписей, дают важные отправные точки для определения дат. Из чрезвычайного богатства Др. Египта особое значение для библ. истории имеют след. находки. Прежде всего это т.н. "проклинающие" тексты, относящиеся к XII династии Среднего царства, где среди прочих упоминаются враги Египта в Сирии и Палестине. Здесь встречается самое раннее упоминание Иерусалима. Р. в вост. части дельты Нила принесли находки, относящиеся к периоду гиксосов (1700-1570 гг. до Р.Х.) и времени правления XIX династии (XIII в. до Р.Х.), к-рые сыграли определенную роль в вопросе об исходе израильтян из египетского плена. Интерес вызвали и Р. цар. резиденции в Телль-Амарне (см. Телль-Амарна). На Синайском полуо-ве обнаружены следы горнодобывающей деятельности древних египтян (медные копи III тысячел. до Р.Х.), к к-рым относится и несколько надписей иероглифич. и синайского письма. Этот алфавит (XV в. до Р.Х.) существовал уже во времена Моисея. Однако в целом Р. в Египте дали библеистике все же меньше, чем Р. в Палестине египтологии;
2) МЕСОПОТАМИЯ.
Здесь, в отличие от Египта, старые города с их недолговечными глинобитными постройками полностью исчезли под теллями. Те строения, к-рые удалось обнаружить, напр. в Вавилоне, за редким исключением, находятся под угрозой разрушения, теперь уже окончательного. Однако глина как материал для письма сохранила для нас литру Двуречья, и в значит. объеме, причем эти клинописные памятники гораздо чаще перекли-каются с библ. событиями, чем находки егип. письменности. Еще не расшифрованная клинописная табличка из Киша (располож. сев. Вавилона) датируется прим. 3300 г. до Р.Х., т.е. она древнее первых егип. папирусов. В Кише была найдена и глиняная призма (ок. 2000 г. до Р.Х.), на к-рой перечислены десять царей, правивших до потопа. Многие таблички представляют собой списки с более ранних текстов, как, напр., карта мира из Сиппара (VI в. до Р.Х.) и документы из библиотеки см. Ашшурбанапала в ассир. столице Ниневии (VII в. до Р.Х.), к-рым мы обязаны вавил. версии истории сотворения мира и эпосом о Гильгамеше, включающем рассказ о великом потопе. Значительно древнее находки из Нузы близ Киркука (XV в. до Р.Х.), к-рые по-новому осветили сообщения о жизни патриархов, а также док-ты архива из г. Мари, подтверждающие рост могущества аморреев и датировку законов вавил. царя Хаммурапи (прим. 1700 г. до Р.Х.). Законы Хаммурапи, однако, были обнаружены не в его столице, а в перс. г. Сузы, куда кто-то из позднейших завоевателей вывез каменный блок с высеченными на нем законами (см. Елам). Р. Ура, родного города Авраама, проводились в 1922-1934 гг. археологом Л.Вулли. Великолепно убранные цар. гробницы свидет-вуют об удивительно высоком уровне развития ремесел уже ок. 2500 г. до Р.Х. Найденные постройки и памятники письменности дополняют картину канувшего в Лету города мирового значения. Кр. того, там был обнаружен слой отложений глины и ила толщиной в 2,5-3,5 м, свидетвующий о сильном наводнении. Подобного рода отложения археологи встречали и в других местах, но их связь между собой пока не выяснена (см. Потоп). Храмы (зиккураты), кроме Ура, имелись также в Ашшуре, Борсиппе и Вавилоне (см. Быт 11), где были обнаружены дворцы, укрепления (ворота богини Иштар), храмы и большая "дорога процессий". Вавил. "висящие сады" считались в древности одним из семи чудес света. Над сводом подвальных помещений внутри цар. дворца был создан искусств. уголок горной местности с деревьями и оросит. системой. Мы узнаем также об озеленении террас храмовых башен. В Хорсабаде, резиденции Саргона II, был найден док-т, на к-ром основывается хронология Месопотамии, список ассир. царей с указанием времени их правления вплоть до Шамши-Адада I (1753-1721 гг. до Р.Х. см. Ассирия). Р. Кальху (совр. Нимруд) мы обязаны рельефами и анналами Тиглатпаласара III, черным обелиском Салманасара III, надписями Саргона II о разрушении Самарии и условиями договоров Асархаддона с покор. царями (см. Манассия, 4). В Ниневии, во дворце Синаххериба, были обнаружены рельефы, посвящ. покорению Лакиша (библ. Лахиса), а также глиняная призма, надпись на к-рой сообщала о походе Синаххериба против Езекии (701 г. до Р.Х.; цвет. вклейка 35). Доказат-вами о проживании иуд. переселенцев в Телль-Халафе (библ. Гозан; ср. 1Пар 5:26; 4Цар 17:6) являются записи о поставках продовольствия плененному Иехонии в Вавилон и иуд. имена в документах семейства банкира из Ниппура ("док-ты Мурашу", V в. до Р.Х.). Эти документы уточняют время вавил. пленения. Р. не только дали дополнит. сведения об известных ист. личностях и событиях, но также открыли неизвестные до того времени народы и царства хурритов (библ. хорреев) и царство Митанни (XV-XIV вв. до Р.Х.) в Северной Месопотамии, о к-рых библеисты узнали из док-тов архива Телль-Амарны и из гос. договоров Хеттского царства, обнаруж. при раскопках в Богазкее;
3) МАЛАЯ АЗИЯ И СИРИЯ.
Ценные находки, и прежде всего глиняные таблички, были обнаружены нем. и турец. исследователями в Малой Азии, в древней столице Хеттского царства Хаттусе (совр. Богазк?е). Другим местом значит. находок эпохи хеттов стал г. Каратепе на востоке Малой Азии. Располож. юго-зап. от него холм Кюльтепе хранил каппадокийские клинописные таблички ассир. торговых колоний, датируемые прим. 2000 г. до Р.Х. Внимание исследователей, изучавших путешествия Павла и историю возникновения первых христ. церквей, привлекли находки, относящиеся к I в. по Р.Х., к-рые были обнаружены в Эфесе, в Лаодикии, Антиохии Писидийской (2), Колоссах, Листре и других городах. Следует отметить особые заслуги сэра У.Рамсея, более чем кто-либо способствовавшего археологическим исследованиям. Интересный материал представляют и находки, сделанные в Сирии, где Р. проводились чаще всего франц. исследователями. При Р. в Рас-Шамре (Угарит) были обнаружены большие по объему религ. тексты хананеев, содержащие подробные сведения о культе Ваала и Ашеры. Эти тексты написаны своеобразной алфавитной клинописью. Финикийский г. Библ (библ. Гевал), цар. саркофаги и надписи к-рого датируются прим. 1000 г. до Р.Х., был с 1919 г. слой за слоем полностью раскрыт М.Дюнаном. Р. в Алалахе (Телль-Атшане) дали ученым письм. источники, относящиеся к тому же времени, что и док-ты из "архива Мари", а также более поздние тексты. Табличка из слоновой кости с предполагаемым портретом дамасского царя Хазаэля (библ. Азаила) была обнаружена при Р. в Арслан-Таше. Расцвет сир. Антиохии (2) во времена НЗ также подтверждается археол. находками;
4) ПАЛЕСТИНА.
Р. в Палестине начались в р-не Иерусалима (Уоррен, 1867-1870 гг.). Исследователи обнаружили остатки городской стены юго-вост. Храмовой площади и часть системы водо-снабжения. В целом эти Р. дали скромные результаты из-за несовершенства науч. методов и способов датировки находок. Возобновившиеся в 1923-1925 гг. и в 1927-1928 гг. Р. в городе Давида оказались более успешными. Сегодня ученым известны укрепления древнего города иевусеев, а также укрепления на Офеле времен царя Давида, Силоамский туннель Езекии с надписью, сделанной его строителями, "царские гробницы" на юго-вост. холме и гробница Севны, постройки Ирода Великого, оссуарий (каменный гроб) Озии и скальные гробницы новозаветного периода, надпись в синагоге Феодота, возм., принадлежавшей либертинцам (см. Либертинцы) (Деян 6:9). Но от храма после разрушения города следов не осталось: были обнаружены только две надписи, запрещающие язычникам под страхом смерти входить во "двор израильтян". Р. также помогли прояснить историю столицы Северного царства Самарии с момента ее основания при Амврии до времени Ирода Великого. Из памятников письменности особую ценность представляют покрытые письменами глиняные черепки (остраки), относящиеся к периоду царствования Иеровоама II. Столетием раньше (ок. 845 г. до Р.Х.) в надписи на Моавитском камне, или Камне Меши (Месы), найденном на вост. берегу Иордана около Дивона, были упомянуты библ. Амврий и Ахав. В вост. Самарии в результате Р., провед. Де Во в Телль-эль-Фара, было установлено местонахожде-ние древней Фирцы. При изучении периода завоевания Ханаана израильтянами ученые придавали большое значение находкам из Иерихона. После Р., провед. нем. археологами в 1907-1909 гг. (Зеллин), в 1930-1936 гг. здесь работал Дж.Гарстэнг. Он предполагал обнаружить остатки стен, рухнувших ок. 1400 г. до Р.Х., и город времен Иисуса Навина. Но эта загадка так и осталась неразгаданной. Нек-рые исследователи полагают, что им все же удалось идентифицировать слой разрушений, произвед. в XV в. до Р.Х. Но слои, открытые в 1952-1958 гг. на окраине внутр. города, датируются прим. XVIII в. до Р.Х. Вефиль был уничтожен огнем в позднем бронзовом веке. Один слой разрушений в Хацоре (библ. Асор, Гацор) израил. исследователи также относят к периоду Иисуса Навина, другой к разрушениям, причиненным Тиглатпаласаром III. Здесь находился храм позднего бронзового века с массивным жертвенником для всесожжений и жертвенником курения, на к-ром еще сохранился пепел. В одном из ханаан. капищ были обнаружены каменная фигура сидящего бога Ваала и несколько маццеб (столбов) высотой ок. 30 см. Полностью сохранившееся капище (т.н. "высота") было найдено в городе набатеев Петре (в Эдоме). Датские археологи, проводившие Р. в Силоме, установили, что этот город был разрушен после поражения Израиля в битве с филистимлянами при Авен-Езере (1Цар 4), о чем ранее можно было лишь догадываться (см. Иер 7:12,14; 26:6). Тот факт, что секрет выплавки железа был известен лишь филистимлянам (1Цар 13:19-21), подтвердили Р. крепости Саула в Гиве, где было обнаружено лишь одно железное орудие труда. Постройки времен Соломона известны нам по Мегиддо (дворец наместника), Хацору, Гезеру; к этому же периоду относится медеплавильное сооружение в Ецион-Гавере. Проводились Р. рудников в Араве (юж. часть долины Иордана), в Тимне и Фeйнане. В Гезере, кр. того, был найден "календарь" с перечислением сельскохоз. работ, проводимых в течение года. На острые противоречия между севером и югом после раздела царства указывают и мощные укрепления Телль-эн-Насбе (Мицпа, Массифа). Здесь была найдена печать Иезании; в Мегиддо сохранилась печать со львом, принадлежавшая Шеме, чиновнику Иеровоама II, в Эйлате (Елаф) печать Иофама, а в Лакише (библ. Лахис) печать Годолии. Р. Лакиша позволили в деталях подтвердить сообщение о захвате города, записанное на ассир. стеле. Найденный при Р. кувшин емкостью 12 л с обозначением "царский бат" (см. Меры длины, площади, объема и веса, I,4б) указывает на роль города как регионального центра, осуществлявшего продовольственные поставки. Обстоят-ва вторжения Навуходоносора становятся очевидными из писем, обнаруж. в Лакише (см. Письмо). При археол. Р. в Иудее пока не найдено ни одного города, к-рый после разрушения Иерусалима, в годы вавил. плена, был бы постоянно заселен жителями. Самыми ценными находками новозаветного периода стали см. Рукописи Мертвого моря (1947-1956 гг.). После того как были случайно обнаружены первые свитки, ученые приступили к систематич. поиску древних рукописей. Кумранские рукописи, как и находки из других мест, относятся к периоду от 100 г. до Р.Х. до 132-135 гг. по Р.Х. Свиток, содержащий полный текст Книги пр. Исаии, датируемый I в. до Р.Х., на 1000 лет продлевает обозримую историю евр. текстов (до этого самые древние источники датировались прим. 900 г. по Р.Х.). Среди рукописей и фрагментов представлены все книги ВЗ, за искл. Книги Есфирь. По количеству списков наиболее полно представлены Пятикнижие Моисея, Книга пр. Исаии и Псалмы, что соответствует частоте их цитирования в НЗ. Изучение небибл. рукописей Кумрана и последних по времени обнаружения егип. папирусов также важно для понимания НЗ. Это исключает предположение о более позднем эллинистич. влиянии на образный язык Ев. от Иоанна и свидет-вует о возможности написания всех четырех Евангелий до 70 г. по Р.Х., а всех книг НЗ к 85 г. по Р.Х. (Д.Дж. Уайзмен). Самый ранний, не вызывающий сомнений фрагмент рукописей НЗ (р 52), был, однако, обнаружен не в Палестине, а в Египте. Он содержал стихи Ин 18:31-33,37,38 и был написан ок. 115 г. по Р.Х. Еще один фрагмент (7Q 5) из пещеры, запечатанной не позднее 70 г., содержит, вероятно, отрывок из Ев. от Марка (Мк 6:52 и след.).
1. Ранний бронзовый век:
а Украшение в форме диска (?).
b Черепок сосуда с росписью (?).
c Сосуд для воскурений из Эт-Телля (Гай).
d Глиняный сосуд, возможно, использовавшийся в качестве барабана.
е Глиняный сосуд с носиком.
f Фигурный светильник.
g Наконечник стрелы (?).
2. Средний бронзовый век
а Конские удила из Мегиддо.
b Бронзовый перстень с печаткой в форме скарабея из Мегиддо.
с Литая бронзовая фигурка хананейской богини из Нахрии.
d Фигурка обезьяны на глиняном кувшине из Нахрии.
3. Поздний бронзовый век
а Рельеф с изображением львов из храма Мекаля в Бейт-Шеане (Беф-Сане). Звезда на плече льва, по-видимому, свидетельствует, что этот зверь из царского зверинца.
b Бронзовая фигурка божества из Мегиддо.
с Украшенное значками древнеханаанского письма золотое кольцо из Мегиддо (ок. 1350-1250 гг. до Р.Х.).
d Литой сосуд из Мегиддо.
е Хеттская секи-ра из Бейт-Шеана (Беф-Сана).
f Золотая игла для скрепления одежды.
g Резьба по слоновой кости из Мегиддо.
4. Железный век I:
а Резьба по слоновой кости из Самарии.
b Печать на ручке кувшина: "Для царя" и "Хеврон".
с Сосуд с рельефным украшением в виде змей из Бейт-Шеана (Беф-Сана).
d Жертвенник курения из Мегиддо.
5. Железный век II:
а Печать Иезании из Телль-эн-Насбе.
b Одно из писем (III), обнаруженных в Лакише (Лахисе), обратная сторона.
с Украшенная завитками капитель из Рамат-Рахеля.
d Расписанный глиняный сосуд из Мегиддо (ок. 900 г. до Р.Х.).
6. Железный век III (персидский период):
а Серебряная чаша из Телль-эль-Фара (Шарухен).
b Черпак, ручка которого украшена женской фигуркой, из Телль-эль-Фара (Шарухен).
с Древнейшая еврейская монета, IV в. до Р.Х.
d Печать на кувшине: "Иуда".
e Светильник.
7. Эллинистический период:
а Капитель колонны (?).
b Сосуд (?).
с Кувшин для вина, привезенный с острова Родос.
d Монета Иоанна Гиркана, 135-105 гг. до Р.Х.
е Светильник, на форме которого сказалось влияние греческой культуры.
f Гемма (?).
8. Римский период:
а Фрагмент рукописи из Кумрана.
b Один из глиняных сосудов, в которых хранились кумранские рукописи.
с Серебряный сикль (шекель) времен первого иудейского восстания.
d Светильник, типичный для времени правления Ирода.
е Оссуарий (ящик с прахом).
f Рельеф из синагоги в Капернауме. По аналогии с изображением в синагоге Дура-Европос здесь, возможно, изображено возвращение ковчега завета филистимлянами.
g Светильник.
h Греческая надпись (?).
i Серебряная тетрадрахма времен второго иудейского восстания.
9. Византийский период:
а Христианский светильник.
b Светильник.
с Иудейский светильник с семью рожками.
d Христианский рельеф (?).
е Мозаика из синагоги Бет-Альфы: ларец с Торой, семисвечники, завеса, фигуры львов.