Библейская энциклопедия Брокгауза - служитель
Служитель
I. ОБЩЕПРИНЯТОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Тимофей назван С. Иисуса Христа (1Тим 4:6), Епафрас С. Христа (Кол 1:7), а Тихик С. и сотрудником в Господе (Кол 4:7). Ап. Павел называет Божьими слугами также языч. власти и их представителей (Рим 13:4,6), имея в виду не их внутр. позицию, а то, что земная власть установлена Богом.
II. ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В НЗ говорится о С. (греч. диакониа) слова (Деян 6:4), о С. духа и Нового Завета (2Кор 3:6), о Христе, как о "служителе для обрезанных" (Рим 15:8). Сказано также, что С. сатаны принимают вид С. правды (2Кор 11:14 и след.).
III. ДОБРОВОЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ
Греч. слово диакониа подразумевает не исполнение установленных заранее обязанностей, а добровольное служение ближнему. Семейство Стефана добровольно посвятило себя на служение "святым" (1Кор 16:15). Фива была диакониссой церкви Кенхрейской (Рим 16:1; в ст. 2 она названа греч. словом простатис "защитница", "помощница", "покровительница"). Существует также мнение, что диакониссой называли жену диакона (1Тим 3:11), но сказанное Павлом в 1Тим 5:9 и след. об условиях, необходимых для избрания женщины на должность в общине, не подтверждает этого предположения.
IV. СЛУЖЕНИЕ ДИАКОНА
Должность С. (диакона) четко выделяется из числа других должностей (Флп 1:1; 1Тим 3:8-13). Диаконы избирались на собрании общины (Деян 6:3; см. Должность, II,Б) и поставлялись на служение через возложение на них рук апостолами (Деян 6:6). Следует, однако, иметь в виду, что "семь человек", упомянутых в Деян, не названы диаконами; возм., у них были другие обязанности, по крайней мере двое из них несли евангельское служение (Деян 6:8 7:53; 8:5 и след.). Диаконы должны быть "изведанными и исполненными Святого Духа и мудрости" (Деян 6:3), "честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести" (1Тим 3:8 и след.). "Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем" (ст. 11). Диаконы должны хорошо управлять своим домом (ст. 12), к служению они приступали, только пройдя испытание (ст. 10). В древней Церкви каждая община имела несколько диаконов. Но они (как и другие С. общины) служат в первую очередь не общине, а Богу.