Библейская энциклопедия Брокгауза - свет
Свет
С. (евр. ор; греч. фос), лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым. С. противоположен тьме (см. Тьма). В Библии и в раввинистич. лит-ре слово "С." встречается очень часто:
1) C. был сотворен Богом по Его произволению (Быт 1:3-5)в первый день творения мира, еще до того, как были созданы источники С., "светила на тверди небесной" (ст. 14 и след.). Поэтому Бог является "Отцом светов" (Иак 1:17);
2) слово "С." встречается и в метафорич. выражениях, напр. "говорите при свете" (Мф 10:27) (т.е. "вы должны публично объявить об этом") или "всякий, делающий злое, ненавидит свет" (Ин 3:20) (т.е. "преступник страшится огласки и не желает, чтобы его поступки стали к.-л. известны");
3) в переносном значении словом "С." обозначаются предметы, излучающие С., небесные светила, факелы, лампы, светильники и т.д.; так, Петр во дворе дома первосвященника "грелся у света" (Мк 14:54; так в греч. тексте), т.е. у открытого огня. Иногда С. названо то, что освещается: "все, делающееся явным, свет есть" (Еф 5:13). В данном случае имеется в виду верующий, к-рый, воспринимая Божье откровение, превращается в источник С. и становится носителем Божеств. свидет-ва в см. Мире: "Вы свет мира" (Мф 5:14);
4) в раввинистич. лит-ре слово "С." обозначает:
а) в нравст. аспекте всё, что противостоит греху, особенно честные и справедливые деяния;
б) в истории спасения счастье, радость, спасение, избавление;
в) это слово употребляется также и как собств. имя см. Мессия.
II.
ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ "СВЕТ" В БИБЛИИ.
Бог являет Свою власть над С. и тьмой; Он "образует свет и творит тьму", Он "делает мир и производит бедствия" (Ис 45:7). Т.о., С. обозначает Бога и сферу божественного. В прологе Ев. от Иоанна понятия см. Слово и "С." взаимосвязаны. С. это наивысший Божий дар, к-рый наполняет жизнь духовностью. Как сказано в Еф 5:9: "Плод света во всякой доброте, и праведности, и истине":
1) С. как символ Божеств. сущности в этом суть проповеди ап. Иоанна, открывшего Церкви, что "Бог есть свет" (1Ин 1:5). Бог назван С., потому что Он обладает наивысшей истиной (см. Истина) и всеведением: "Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним" (Дан 2:22);
2) Бог не только Сам является С., но и позволяет Своему народу приобщиться к Своей светлой сущности; Он озаряет Своих чад С. Своего лица (Чис 6:25; Пс 4:7), свидет-вуя тем самым о Своей благости и милости (ср. Пс 88:16). Бог и Иисус Христос называются С., ибо Они просвещают человека небесным С. (ср. 2Цар 22:29; Пс 26:1; Ис 60:3,19; 1Ин 1:5), а Закон Божий является "светом для народов" (Ис 51:4; ср. Пс 118:105);
3) Иисус как Сын Бога является "сиянием Его славы (см. Слава) и см. Образом ипостаси (т.е. сущности) Его" (Евр 1:3). В Иисусе Христе заключены см. Жизнь и С. (Ин 1:4), причем обе эти составляющие равнозначны. Свидет-вуя о Себе, Иисус называет Себя "светом мира" и обещает последовавшим за Ним "свет жизни" (Ин 8:12). Он призывает обратиться к С. и веровать в Него, с тем чтобы стать "сынами света" (Ин 12:36);
4) подобно Христу, С. названа и Его Церковь (Мф 5:14; Еф 5:8) Его Тело (Еф 1:22,23). Хождение во С. (1Ин 1:7-9), противопоставляемое пребыванию в греховной тьме (ср. Иов 24:13), включает в себя исповедание собств. грехов и заботу о душах ближних (см. Исповедание, исповедовать) (Ин 3:20,21; Еф 5:13,14; Евр 13:17). Кто судит себя сам, тот не будет судим Богом (1Кор 11:31), Который "осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения" (1Кор 4:5);
5) В НЕБЕСНОМ ИЕРУСАЛИМЕ, когда наша вера достигнет полноты в непосредств. созерцании Бога, в Божьем С. мы увидим свет (Пс 35:10), т.к. Бог есть истинный С., воплощение совершенства, истины и мудрости. Проникнутые Божьим С. истины и мудрости, мы познаем Бога как начало всех начал и, просветленные этим знанием, обретем блаженство в озарении Божьей славы (Откр 21:23 и след.);
6) САТАНА КАК АНГЕЛ СВЕТА. Дьявол во все времена стремился занять место Бога и добиться человеч. поклонения (Мф 4:9). Поэтому неудивительно, что он пытается копировать Божественную сущность. Именно по этой причине Павел предостерегает коринфян не только от лжеапостолов, но и от сатаны, к-рый принимает вид ангела С. (2Кор 11:14). Чтобы не быть обманутыми, христианам надлежит все подвергать испытанию (2Фес 5:21; 1Ин 4:1 и след.).