Библейская энциклопедия Брокгауза - устав устраивать устроенный
Устав устраивать устроенный
I.
"Бог не есть Бог неустройства, но мира" (1Кор 14:33). Это высказывание ап. Павла наиболее точно отражает сущность библ. понятия, к-рое в Синод. пер. чаще всего передается словом "устав". У. и см. Мир связаны друг с другом так же, как беспорядок связан с отсутствием мира. У. это установление, создающее мир и способствующее его поддержанию. Там, где руководствуются У., всё приходит в установленный порядок. Т.о., соблюдение У. является своего рода залогом искупления (спасения).
II:
1) из начальной "безвидности и пустоты" (Быт 1:2)был устроен упорядоченный мир, к-рый оказался "хорош весьма" (ст. 31). В этом мире Бог установил порядок: дал У. времени, водам, светилам, живым существам (Иер 31:35 и след.). Эти У. (ср. Быт 8:22)способствуют сохранению сотвор. мира, они стены, хранящие мир от губит. неустройства;
2) спасит. воля Божья стоит и за всеми установлениями, к-рые Он определил падшему человечеству. Чтобы устранить беспорядок, войны, убийства и разбой, Бог установил высшие власти (см. Власть) (Рим 13:1), задача к-рых сохранять мир и порядок; начальник это "Божий слуга" и "отмститель в наказание делающему злое" (ст. 4);
3) в Божьих установлениях нуждается не только падший мир, но и Христова Церковь, поскольку она подвергается атакам сил зла. Поэтому установления, обеспечивающие мир и порядок в жизни Церкви, проходят через всю Библию. Наряду с общими увещеваниями о том, что "все должно быть благопристойно и чинно" (1Кор 14:40), встречаются указания, к-рые касаются практической церк. жизни: при преломлении хлеба надо следовать определ. порядку и не нарушать трапезу своей недисциплинированностью (1Кор 10); при проведении богослужений следует руководствоваться нравств. установлениями (1Кор 11), чтобы не дать места проискам дьявола; духовными дарами следует распоряжаться по установ. Богом порядку (1Кор 12); нельзя нарушать порядок богослужения (церковного собрания) и давать неверующим повод для нападок (1Кор 14). НЗ призывает руководителей общин к особо добропорядочному образу жизни и служению (1Тим 3:1 и след.; 2Тим 2:1 и след.), а в ВЗ жизнь и служение священников подробно регламентируются специальными установлениями (Лев 1:1 и след.). см. Служение, служба, служить (II,А) см. Деяния Апостолов (III) см. Мир;
4) в ВЗ примирение человека с Богом связано с послушанием в вере, с данными Богом У., с жертвоприношениями и изъявлением Божьей воли; в НЗ путь к миру с Богом это исключит. Иисус Христос и искупит. сила Его смерти. Конечно, благопристойное поведение, т.е. поведение, не противоречащее Божьей воле, сохраняет мир с Богом, но получить этот мир можно только через веру в искупит. смерть Иисуса. "Ибо Он есть мир наш" (Еф 2:14). Своей смертью Иисус нанес поражение аду и дьяволу (1Кор 15:55), поэтому всем, кто во Христе, дарован мир с Богом (Рим 5:1) и дана власть "ходить в обновленной жизни" (Рим 6:4), т.е. жизни, соотв. воле и установлениям Бога. След., для того чтобы вести подлинно добропорядочную жизнь, необходимо сначала постичь верой новые спасит. установления, к-рые Иисус даровал нам Своей смертью и Своим воскресением. Превращение в нового человека происходит в нас по мере того, как Иисус все более завладевает нашей личностью (см. Рим 6:16 и след.). Порядок спасения формулируется так: сначала вера в спасение во Христе, а затем обретение мира Божьего, к-рый упорядочивает жизнь (Кол 3:15) и "соблюдает сердца ... и помышления ... во Христе Иисусе" (Флп 4:7). см. Закон.