Библейская энциклопедия Брокгауза - вражда враг
Вражда враг
2) врагам Израиля отводится особая роль: Господь использует их для наказания Своего неверного народа (Суд 2:14 и след.; Иер 21:7). Несмотря на то, что враги израильтян действуют по воле Божьей и являются орудием в Его руках, они становятся виновными в "дерзости против Бога" (4Цар 19:25-28; Ис 10:5-16) и над ними исполняется обетование, данное Господом Аврааму: "и злословящих тебя прокляну" (Быт 12:3)таков приговор любому врагу избранного Божьего народа;
3) Иисус Христос принял за нас смерть на кресте, когда мы еще были Его врагами (Рим 5:10; Кол 1:21). Тем самым Иисус сделал любовь к врагу зримой реальностью (Лк 23:34): теперь ее могут и обязаны проявлять также люди, находящиеся "во Христе" (Мф 5:44; Лк 6:27 и след.; Рим 12:14,20 и след.; ср. Лк 1:74 и след.). В. между евреями и язычниками, между Божьим народом и остальными народами может быть преодолена только в Церкви (Еф 2:14-16). Любовь к врагу не означает пас-сивного отступления от истины; Иисус решительно разделяет друзей и врагов (овцы и волки в Мф 10:16), называет Своих врагов подобающими именами и возвещает им о грядущем Суде (Мф 23:13-33), чтобы тем самым призвать их к покаянию (Мф 9:13; 18:11);
4) но в конце дней, когда Господь положит всех врагов Иисуса Христа "к подножию ног Его" (Пс 109:1; 1Кор 15:25) и когда "последний враг истребится смерть", тогда прекратится всякая В. на земле (Ис 11:6-8). И "вся тварь с надеждой ожидает" этого (Рим 8:19-22).