Библейская энциклопедия Брокгауза - вразумление наказание вразумлять
Вразумление наказание вразумлять
Ребенка и подростка следует вводить в жизнь посредством воспитания (см. Воспитание, воспитывать), чтобы впоследствии он смог занять отвед. ему Богом место и достичь поставл. ему Богом цели. Для этого необходимо посредством наставления сообщить ему определ. знания. Но человеку также нужно дать представление об определ. образе жизни, а это делается через В. От природы в каждом человеке заложено стремление опуститься вниз, к греху (Быт 6:5; Притч 1:16; Иер 3:17). Этому должно противостоять В., и горе тому, кто его ненавидит и уходит от него (Притч 5:12-14; 15:10). Мудрый сын слушает наставление отца (Притч 13:1), следует предостерегающему слову (Притч 1:2,5; 23:12). Но чем больше возрастает сопротивление того, кто подвергается наказанию, тем более суровые формы должно принимать В. (Притч 13:24; 22:15; 23:13 и след.), чтобы воспитание оставалось путем к жизни (Притч 6:23; 10:17). Но даже если жесткость необходима, детей нельзя раздражать (Кол 3:21), вызывая у них гнев. Это достижимо только в том случае, если сами воспитатели пребывают "в учении и наставлении Господнем" (Еф 6:4). Сформиров. правильным воспитанием внутр. позиция выражается в поведении, к-рое называют стыдливым или пристойным (1Тим 2:9; Тит 1:8; 2:12).
II.
Цель В. подчинение воле и установлениям Божьим:
1) а) Господь, относясь с долготерпением к Своему народу, все же прибегает к жестким средствам В. там, где народ нарушает заключенный завет (см. Завещание и завет см. Союз, завет) (Лев 26:23 и след.; Авв 1:12). Пророки призывают народ к порядку (1Цар 7:3-6), но Бог с момента заключения завета прибегает и к строгому суду там, где это оказывается необходимым (Чис 16; 21:4-9). Он на время отдает Свой народ в рабство к язычникам (Суд 2:11-15; 3:7 и след.), наконец (см. Иез 21:18) позволяет увести его в изгнание и см. Рассеяние (Иез 6:8; 11:16). Господь говорит, что вместо ветхого завета, к исполнению к-рого израильтян Ему пришлось принуждать (Иер 31:32), Он заключит с "домом Израиля" новый завет;
б) отдельные люди из народа Божьего также прогневляют Его. Господь наказывает их за грехи (Пс 38:12), и они осознают это наказание как гнев Божий (Пс 6:2; 37:2). Но им известно также, что Божье наказание как средство В. не должно вести к смерти, а призвано предохранить от окончат. заблуждения (Пс 93:12; 117:18); 2) особенно заметно действие В. Божьего на Церкви, к-рая должна не только соблюдать Божьи заповеди, но и открывать миру Его славу и любовь (2Кор 4:6). Эта задача требует освящения (см. Освящение, освящать) во всей полноте (1Фес 5:23) как всей Церкви (Еф 5:27), так и каждого ее члена (1Тим 6:11 и след.). Так, см. Возрождение становится вступлением во В. Божье, ибо новая жизнь требует от человека полного отрешения от всего, что он имеет (Лк 14:33). Это невозможно без В., и потому Бог "кого любит, того наказывает" (Евр 12:6-11; Откр 3:19), и целью этого наказания является мирный плод праведности (Евр 12:11). III.
Привлекая Церковь к Своему делу спасения людей, Господь хочет, чтобы в ней применялось наказание. Для этого предназначены блюстители (греч. эпископой, Деян 20:28, "ангелы" церквей (Откр 2:1,8,12)), к-рые ответственны перед Богом за то, чтобы в церквах не распространялись грехи и лжеучения (ст. 14-16) и чтобы никто не лишился благодати (Евр 12:15). Здесь наказание и увещевание (см. Увещевание, увещевать) (Деян 20:31) всегда должны иметь своей целью В. (Гал 6:1; Иак 5:19 и след.), но Церковь не должна останавливаться и перед применением крайнего средства отлучения от себя тех, кто не хочет слушать В. (Мф 18:15-18; 1Кор 5:3-5,13; 2Кор 6:14-17; 1Тим 1:20; 2Тим 3:5; Тит 3:10), и прекращения общения с ними (2Ин 10 и след.).