Поиск в словарях
Искать во всех

Полная библейская энциклопедия - иеровоам

Иеровоам

иеровоам (народ умножается) имя двух царей Израильских:

а) (3Цар.11:26 ) первый царь десяти колен (975 954 до ·Р.Х. ). Его отец был Нават Ефремлянин из города Цереды, лежавшего в равнине Иорданской (2Пар.4:17 ). Энергия и деятельность молодого а обратили на него особенное внимание Соломона, возобновлявшего в то время ·г.Иерусалим. Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова (3Цар.11:28 ). В этот период жизни а пророк Ахия, Силомлянин, встретил его на поле, вне Иерусалима, и разодрав на 12 частей новую одежду, бывшую на нем, дал ему десять частей и предсказал, что Бог поставит его царем над десятью из 12 колен Израилевых. возмутился против Соломона. Соломон же хотел умертвить а, но встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому и жил в Египте до смерти Соломоновой. Заметим при этом, что Египет уже и прежде сего служил убежищем для Адера (3Цар.11:17 ,48). Когда Ровоам отправился в Сихем вступить на престол, был вызван из Египта Израильтянами, и вместе с ними просил Ровоама облегчить тяжкое иго, наложенное на них Соломоном.

Суровый отказ Ровоама раздражил 10 колен, которые разошлись после того по шатрам своим, призвали а в собрание и воцарили его над Израилем. Ровоаму остались подвластны только два колена, Иудино и Вениаминово. Укрепляя Сихем на западной границе своего нового царства, и Пенуил на восточной, сначала имел пребывание в первом городе, но затем, как кажется, избрал своею резиденциею ·г.

Фирцу (3Цар.14:17 ). Первое действие царствования а состояло в том, что он поставил в Дане и Вефиле, на двух противоположных концах своего царства, двух золотых тельцов, с явною целью лишить народ возможности ходить в столицу враждебного ему царства для жертвоприношения в Дому Господнем. "Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта", сказал он, указывая на идольские изваяния (3Цар.12:28 ). Город Дан долгое время был центром идолопоклонства на севере (Суд.18:30 ,31), и народ охотно отправился туда. Город Вефиль, на южной границе ова царства, имел несколько другой характер. Здесь царь соорудил жертвенник и лично священнодействовал при совершении идолопоклоннических обрядов. Священники из левитов были устранены, и должность левитов отправляли простые Израильтяне, не принадлежавшие к колену Левия. Таким образом священнодействие было открыто каждому (2Пар.11:15 ). Он установил праздник, подобный празднику Кущей, только не в седьмой, а в восьмой месяц ·свящ. года. Но вот явился грозный обличитель идолослужения, некто пророк из Иудеи. В первый же языческий праздник, он внезапно предстал перед ом, совершавшим тогда, в качестве первосвященника, идолослужение перед тельцом Вефильским, и громко воззвал к алтарю: "жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе".

"Возьмите его", воскликнул , протягивая руку, но рука его иссохла, а жертвенник, по слову пророка, распался. Только по молитве пророка он получил исцеление. Впрочем обличение пророка, болезнь руки и чудесное исцеление оной нисколько не подействовали на а. Он продолжал ходить в нечестии, и вот ему было ниспослано новое грозное вразумление Божие.

Заболел Авия, сын ов, и он послал свою жену в переодетом виде к ·пр. Ахии, теперь уже седовласому и полуслепому старцу, посоветоваться и узнать о ходе болезни отрока. Несмотря на то, что царица была переодета, и на свое слабое зрение, пророк тотчас же распознал посетительницу. Он предсказал ей скорую смерть отрока, падение династии а и разрушение царства Израильского. Дитя действительно умерло, как предсказал Ахия, лишь только царица возвратилась в Фирцу и переступила через порог своего дома.

"И похоронили его и оплакали его все Израильтяне", говорит ·свящ. историк (3Цар.14:1 ,18). Общественная скорбь по сему случаю указывает на то, с какими надеждами на будущность ожидал народ продолжения новой династии. Война между Ровоамом и ом не имела, по-видимому, важного значения, так как первому было воспрещено нападать на десять колен (2Пар.

11:1 ,4). Впрочем Авия, сын Ровоама, одержал над войсками а значительную победу, несмотря на сравнительную малочисленность своих войск и ловкую тактику, с которою поражал своего врага спереди и с тылу. Последствием означенной победы было то, что Авия возвратил под свою власть некоторые важные города, и в том числе Вефил, Иешану и Ефрон.

"И не входил уже в силу во дни Авии, замечает ·свящ. летописец, и поразил его Господь, и он умер" (2Пар.13:20 ), после 22-х-летнего царствования. Его много обещавшая юность, его энергия и деятельность в летах совершенного возраста, его политическая тактика и воинские подвиги закончились наконец полным поражением и уничижением; он сошел в гроб, пораженный рукою Божиею.

Как сам он и его царство оставили Господа, так и Господь оставил их и предал гибели.

б) (4Цар.14:23 ,29 и ·др.) II-й, царь Израильский, сын и преемник Иоаса, царя 10 колен, правнук Ииуя (835-794 до ·Р.Х. ). Несмотря на то, что он не оставил служения тельцам, однако же вел счастливые войны с Сириею, Моавитянами, Аммонитянами, взял Дамаск и Емаф и восстановил древние пределы своего царства до Евфрата и Мертвого моря. Господь помогал ему, потому что еще не хотел предать на погибель потомков Израиля. Никогда состояние царства 10 колен не было, по-видимому, так блестяще, как во дни царствования а, но современные ему пророки, Осия и Амос, громко вопияли против нечестия и беззаконий, созревавших под счастливо-удачною обстановкою политических дел. Потому Бог чрез пророка возвестил наконец приближающуюся погибель дома а и падение царя Израильского (Ам.7:9 ,11), что вскоре и постигло Израиль. Царствование а II продолжалось 41 год. После него вступил на престол сын его, Захария, царствовавший только 6 месяцев, и вскоре после него царство Израильское действительно было разрушено Салманассаром, царем Ассирийским. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины