Поиск в словарях
Искать во всех

Полная библейская энциклопедия - мельница

Мельница

мельница (жернова) (Исх.11:5 ). Мельницы для молотьбы зернового хлеба изобретение очень древнее. В первый раз мы встречаемся с ними еще во времена Исхода, когда в Египте господствовал обычай заставлять женщин ворочать жернова, как это принято на Востоке даже до настоящего времени. Израильтяне мололи манну в жерновах (Чис.11:8 ), и мельничный жернов был столь важным предметом в домашнем обиходе, что его не дозволялось даже брать в залог (Втор.24:6 ). Указания на жернова вообще, мельничные жернова и их употребление, нередки в ·свящ. Писании, и некоторые из означенных указаний весьма замечательны. Так например в ·кн. Суд.11:53 , Суд.16:21 , Ис.47:2 , Плач.5:13 , Мат.24:41 и ·др. Одна женщина бросила отломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Филистимляне взяли Самсона, выкололи ему глаза... и он молол в доме узников (Суд.17:21 ). "Возьми жернова, говорит ·пр. Исаия, и мели муку. Юношей берут к жерновам, говорит ·пр. Иеремия в описании бедствий Иерусалима и отроки падают под ношею дров. И прекращу у них, говорит тот же пророк в другом месте, голос радости и голос веселья... и шума от жерновов не будет слышно у них" (Иер.25:10 ), что означает не только прекращение веселья, но и отсутствие самого необходимого и существенного для ежедневного пропитания в Иудее под игом царя Вавилонского. То же предвещается и о судьбе самого Вавилона (Отк.18:22 ). "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, говорит Спаситель, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубине морской" (Мат.18:6 ). Означенный в Евангелии род казни был нередко употребляем в Сирии, и был в одно время введен в Риме по указанию Августа Кесаря. Ручные мельницы, как уже замечено выше, составляют на Востоке одну из необходимейших домашних утварей, и обыкновенно состоят из двух круглых, лежащих друг на друге мельничных жерновов или камней, которые быстрым вращением верхнего трутся друг о друга и таким образом перемалывают находящиеся между ними зерна.

Нижний жернов твердо стоит в своем основании, а верхний приводится во вращение на нем животными, машиною, или даже человеческими руками. Потому-то Спаситель и говорит: "Две мелющие в жерновах: одна берется, другая оставляется" (Мат.24:41 ). Так как труд этот был очень тяжел, то он часто возлагался на рабов, пленников и рабынь, как то видно из истории Самсона, Седекии и ·др.

Молотьбою зернового хлеба на мельницах обыкновенно занимались две женщины, одна из них бросала зерна в мельницу, а другая вертела верхний жернов (Лук.17:35 ). Ежедневная молотьба хлеба в домах производила иногда такой шум, что он был слышен даже на улицах. Так как он напоминал собою о труде, деятельности и соединенных с ними довольстве и благосостоянии жизни, то конечно всегда было приятно слышать этот шум.

В этом-то и сила пророчества Иеремии: "И прекращу у них звук жерновов" (Иер.25:10 ). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины