(скала, камень) (Иоан.1:40 ) сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Название Кифы (Сирийское слово, означающее скалу) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению (Иоан.1:42 , Мат.16:18 ). Семейство его жило в Капернауме (Мат.8:14 , Мар.1:24 , Лук.4:38 ); по роду своих занятий он был рыбарь (Лук.5:1 ,3). Религиозная жизнь этого апостола с самого начала и до конца преисполнена трогательнейшими событиями. Теща его была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб (Лук.5:6 ,9), в таком количестве, что даже "сеть прорывалась. Ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. Выйди от меня, Господи! воскликнул Петр при сем событии, потому что я человек грешный". Омногих чудесных событиях в жизни Петра упоминается в Евангельских сказаниях. Однажды во время бури на Галилейском озере Господь шел по волнам к утопавшим ученикам. Петр с дозволения Господа присоединился к Нему и шел некоторое время по воде (Мат.14:29 ). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа (Мат.16:16 ). Впрочем его понятия о лице Мессии еще не достигали надлежащей высоты и величия, так как он имел смелость прекословить Господу Иисусу Христу, когда Он говорил о Своих страданиях и смерти. На это прекословие Господь сказал Петру: "отойди от меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое". (Мат.16:22 ,23). Он был особенно сильно привязан к своему великому Божественному Учителю. Когда многие отстали от Иисуса и Он спросил Своих учеников: "не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого" (Иоан.6:67 ,69). И Господь удостоил Его особенной близости к Себе. Так. ·ап. Петр с Иаковом и Иоанном были свидетелями воскрешения дочери Иаира (Лук.8:51 ). Вместе с Иаковом и Иоанном он также был свидетелем славы Господа на Фаворе, в время Его Преображения; равно как через несколько времени вместе с теми же учениками был свидетелем уничижения и душевных страданий Господа в саду Гефсиманском (Мат.26:36 ,56). Там же, движимый горячею любовью и преданностью Господу, Петр извлек меч и ударив первосвященнического раба, Малха, отсек ему правое ухо, когда Иуда с отрядом воинов и первосвященнических служителей, готовились взять Иисуса в саду Гефсиманском (Иоан.18:10 ). Господь Иисус умывал ноги Своим ученикам, Петр воспротивился этому: "Тебе ли, Господи, умывать мои ноги? Не умоешь ног моих во век". Когда же Господь сказал ему: "если не умою тебя, не имеешь части со Мною", он впал в другую крайность и воскликнул: "Господи! не только ноги мои, но и руки и голову" (Иоан.13:8 ,9). При предсказании Господом Иисусом о малодушном рассеянии Его учеников, Петр сказал Ему: "Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя". На это сказал ему Господь: "душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды" (Иоан.13:37 ,38). Слово Божие неукоснительно вскоре исполнилось, так как он три раза отрекся с клятвою от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил искренним слезным раскаянием. "И, вышел вон, замечает Евангелист, он плакал горько (Мат.26:75 ). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он дал им следующее повеление: "идите, скажите ученикам и Петру"... (Мар.16:7 ). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: паси овец Моих (Иоан.21:16 ). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5,000, а потом 3,000 душ. Вместе с Иоанном он исцелил хромого при вратах храма, при чем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками Иудейскими (Деян.4:19 ,20), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. Из дальнейшей деятельности ·ап. Петра видно, что в Самарии он победоносно обличил Симона волхва, в Лидде исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный уже на смерть, он был чудесно освобожден ангелом из темницы. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском (540), потом пробывши несколько времени в Антиохии проповедовал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе и наконец скончался мученически в Риме. Существует предание, что Римские Христиане просили пред мученической его кончиной спасаться бегством, но Господь в чудесном видении остановил его в сем намерении. Он был осужден на распятие и погребен близ триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе. По преданию, ·ап. Петр и Павел оба были заключены в эту темницу по приказанию Римского ·имп. Нерона, одновременно приняли мученическую кончину здесь около 57 года по ·Р.Х. В Мамертинской темнице доселе показывают тот самый столб, к которому был прикреплен ·ап. Петр в то время, когда он запечатлел свою апостольскую верность Господу своею мученическою кровью. Жена ·св. ·ап. Петра, по преданию, сопровождала апостола в его путешествиях и потерпела также здесь мученичество. ·св. Церковь вместе с ·ап. Павлом наименовала ·ап. Петра первоверховным, и празднует память его вместе с ·ап. Павлом 29 июня; кроме того особо, 16 января поклонение честных вериг ·св. и всехвального ·ап. Петра. ·св. ·ап. Петр оставил нам два соборных послания к уверовавшим Иудеям, рассеянным вне Палестины.
а) Первое соборное послание ·св. ·ап. Петра состоит из 5 глав и написано в Вавилоне в 65 году по ·Р.Х. по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Апостол прежде вообще убеждает Христиан, не взирая на гонения, радоваться о вере своей, не смущаясь злословием язычников, в подражание Святому Богу провождать жизнь святую, покоряться земным властям и не прикрывать пороков Христианскою свободою, потом в частности излагает правила Христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов Церкви, пастырей и пасомых.
б) Второе послание состоит из трех глав, писано ·ап. Петром незадолго до его кончины в Риме. Оно есть как бы последнее завещание его верующим. Голосом умирающего мученика апостол умоляет верующих быть твердыми и неуклонными в вере, остерегаться лжеучителей и не почитать обетований Божиих несбыточными из-за того, что еще не наступает последний день мира, а лучше пользоваться долготерпением Божиим для своего спасения. "Ибо, если избегши скверн мира, говорит он в одном месте, чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого". И в другом месте он говорит: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Прийдет же день Господень, как тат, ночью, и тогда небеса с шумом прийдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.2:20 , 2Пет.3:9 ,10).
См. также:
Андрей Первозванный, Кифа, Иона, Села, Ония, Моисей