Ветхий и Новый заветы - нафан
Нафан
(податель) имя следующих лиц:
а) (2Цар.5:14 ) один из сыновей царя Давида от Вирсавии и предок по прямой линии от Иисуса Христа (Лук.3:31 ).
б) (2Цар.7:2 ,4, 2Цар.12:1 ,25 и др.) пророк, занимавший видное положение в царствование Давида и Соломона и бывший по крайней мере в трех случаях непосредственным орудием сообщения между Богом и царем. В первый раз упоминается о нем в связи с намерением Давида построить храм Господу, намерением которое пророк вначале горячо одобрил, но в последующее время по нарочитому повелению Божию не допустил его осуществить (2Цар.7:1 ,17). Далее мы видим, что Господь возложил собственно на пр. Нафана обличить царя за содеянный им тяжкий грех относительно Урии и его жены. Повествование, в котором описывается это обличение, несомненно может считаться одною из трогательнейших страниц свящ. истории, особенно по красоте притчи, в которой он очертил его грех (2Цар.12:1 ,14). Устами Нафана были произнесены над Давидом строгое обличение в содеянном им грехе и суд Божий за оный, но его же устами произнесено было также и уверение в Божием прощении и знаменательное имя, данное младенцу Соломону Иедидиа (возлюбленный Богом), родившемуся от Вирсавии, что указывало на Божественную любовь и милость к нему (ст. 25). Вероятно, вследствие сего обстоятельства Давид принимал особенное отеческое участие в Соломоне и в провозглашении его наследником престола перед своею смертью. По внушению того же пр. Нафана мать Соломона осмелилась напомнить умирающему царю о правах сына своего Соломона на престол и в силу ее ходатайства Давид не замедлил провозгласить его царем (3Цар.1:8 ,40). После сего о Нафане в свящ. Писании не упоминается, но вероятно он жил долгое время и в царствование Соломона. Во (2Пар.9:29 ) прямо говорится, что он описал в своих записях деяния Соломоновы, как прежде того описал дела царя Давида (1Пар.29:29 ).
в) (Зах.12:12 ) пророк Захария, описывая раскаяние Иудеев и признание с их стороны распятого Мессии, упоминает о доме Нафана: "и будет рыдать, говорит он, племя дома Нафана". Разумеется ли здесь вышеупомянутый пр. Нафан, или другое какое лицо, решить трудно.
г) (2Цар.23:36 ) отец Игала, из Цобы, одного из сильных царя Давида.
д) (1Пар.11:38 ) брат Иоиля, одного из главных, воинов Давида, может быть лицо тождественное с вышеупомянутым.
е) (3Цар.4:5 ) отец Азарии, начальник над приставниками царя Соломона.
ж) (1Пар.2:36 ) сын Аттая и отец Завада, из потомства Иуды.
з) (Езд.8:16 , Езд.10:39 ) одно из лиц, посланных Ездрою после плена к начальствующему в местности Касифье, чтобы привести оттуда служителей для Дома Божия. Вероятно, то же самое лицо упоминается и в последней цитате.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.