Энциклопедия Кольера - апулей
Апулей
ЛУЦИЙ (Lucius Apuleius) (ок. 125 н.э. после 170 н.э.), римский философ, ритор и беллетрист. Родился в Мадавре (Нумидия). Получив образование в Карфагене и Афинах, Апулей был практикующим юристом в Риме. По возвращении в Африку вступил в брак с богатой вдовой Эмилией Пудентиллой. Обманутые в своих ожиданиях родичи жены обвинили его в том, что он покорил ее с помощью магии.
Оправдательная речь Апулея на суде сохранилась в виде книги О магии, или Апология (Apologia, Pro se de magia). Это произведение, как и другие сочинения Апулея, обнаруживает его интерес к магии, а также влияние неоплатоновской философии и восточного мистицизма, в частности культа египетской богини Исиды. Кроме Апологии, под именем Апулея до нас дошли следующие произведения: Об учении Платона (De Platone et eius dogmate); О божестве Сократа (De deo Socratis); Флориды (Florida) (извлечения из речей); О мире (De mundo) (перевод трактата Псевдо-Аристотеля); и прославленный шедевр, роман Метаморфозы, или О золотом осле (Metamorphoseon sive de asino aureo libri).Репутация, которой пользовался Апулей у соотечественников, была необычайно высокой, он удостоился двух статуй в свою честь (в Мадавре и Карфагене) и был сделан жрецом. Метаморфозы, роман в одиннадцати книгах, повествует о приключениях некоего Луция из Коринфа: в третьей книге фессалиянка Памфила и ее служанка Фотида, применив магию, превращают его в осла.
В таком облике Луцию приходится претерпеть множество бед, порой ему едва удается спастись. Поневоле слушая людские разговоры, он оказывается посвященным во многие тайны. Средняя часть Метаморфоз кажется фрагментарной и бессвязной, поскольку заполнена примерно двадцатью свободно перетекающими одна в другую новеллами, которые посвящены главным образом любовным приключениям.
Некоторые современные читатели романа склонны полагать, что эти истории имеют аллегорический смысл и повествуют о восхождении души к окончательному спасению. Исследователи утверждают, что ключ ко всей аллегории способна дать повесть об Амуре и Психее в IV-VI книгах. Хотя такой взгляд, вполне вероятно, дает слишком серьезную трактовку задач, которые ставил перед собой Апулей, невозможно отрицать, что последние страницы Метаморфоз озарены неподдельным мистическим чувством.
Благодаря Исиде Луций вновь обретает человеческий облик, а затем становится жрецом богини.ЛИТЕРАТУРА
Античный роман. М., 1969 Полякова С.В. "Метаморфозы", или "Золотой осел" Апулея. М., 1988 Петроний. Апулей. М., 1991 Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1993 (репринт издания 1956) .
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 432 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |