Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - автобиография

Автобиография

автобиография

(греч. autos сам, bios жизнь, grpaho пишу),

форма биографии, где главным героем является автор; обычно пишется от первого лица и охватывает большую (или самую важную) часть его жизни. Автобиографическая установка, если рассматривать ее в исторической перспективе, гораздо более характерна для Нового времени, нежели для эпохи античности.

Быть может, истоки самоанализа следует искать даже не в античной литературе, а в ветхозаветных псалмах, книгах пророков и новозаветных посланиях. Но автобиография это не просто самоанализ, ей требуется определенная повествовательная форма. В развитии автобиографии как таковой четко прослеживаются четыре (не следующие непосредственно друг за другом) периода: они совпадают с эпохами потрясений и переворотов.

В подобных обстоятельствах отдельные личности испытывали острую потребность в самовыражении и создавали выдающиеся произведения, тем самым создавая жанр автобиографии. Один из таких конфликтных периодов пришелся на эпоху крушения античного мира, и первым великим автобиографом был св. Августин. После Августина вплоть до эпохи Возрождения и Реформации не было создано ни одной значительной автобиографии. Жанр автобиографии поднялся на новую ступень главным образом благодаря Бенвенуто Челлини (1500-1571; Жизнь Бенвенуто...), Дж.Кардано (1501-1576; О моей жизни) и М.Монтеню. Если св. Августин описывал главным образом свой внутренний мир, то Челлини сосредоточен на мире внешнем.

Кардано и Монтень интересных историй не рассказывают, зато оба первоклассные мастера психологического автопортрета. Кардано классифицирует все человеческие качества, а потом описывает, как каждое из них преломляется в его собственном характере. Повествование Монтеня лишено системы, но отличается превосходными характеристиками.

Из автобиографов этого второго периода следует также упомянуть Эразма Роттердамского, Р.Грина и Дж. Беньяна. Третий период расцвета автобиографического жанра был связан с веком Просвещения. Типичный автор этого периода Ж.Ж.Руссо. В Исповеди и других автобиографических сочинениях (Прогулки одинокого мечтателя, 1802) он описывает себя без всяких прикрас и пускается в откровения, граничащие с эксгибиционизмом.

Создателями наиболее известных автобиографических сочинений этого и следующего веков были Б.Франклин, К.Гольдони, Дж.Казанова, Эд.Гиббон, И.В.Гете, Шатобриан, В.Скотт, Анри Бейль (Стендаль), Ли Хант, Т. Де Куинси, А. Ламартин, Дж. Г. Ньюмен, Г. Берлиоз, Жорж Санд, Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, А. Герцен, А. Троллоп, Г. Торо, Д. Рескин, Э.Ренан, Л. Толстой и Ф.

Ницше. С началом 20 в. автобиография вступает в четвертый период своего развития. Новые открытия в области психологии заставляли задуматься о сложности человеческой личности, в том числе о бессознательных механизмах психической деятельности. Появились конкурирующие идеологии, и их соперничество выливалось уже не в "войны" идей, но в войны в буквальном смысле этого слова и в масштабах, превосходивших все прошлые конфликты.

Неудивительно, что в 20 в. было написано больше автобиографий, чем за все предыдущие эпохи вместе взятые. Однако было бы затруднительно выделить какую-то одну из них как типичную для своей эпохи. К числу лучших автобиографов 20 в. можно отнести Г.Адамса, Г.К.Честертона, Т.Драйзера, Х.Эллиса, А.Жида, Эд.Госса, М.Горького, Г.Джеймса, Марка Твена, Г.

Дж. Уэллса, У. Б. Йитса и Ж. П. Сартра. Если рассматривать автобиографический жанр более с литературной, нежели с исторической точки зрения, в нем можно выделить ряд составляющих. Автобиографии различаются, во-первых, по соотношению физических и "ментальных" событий по тому, сколько места отводится, с одной стороны, поступкам, наблюдениям и окружению автора, а с другой его мыслям и переживаниям.

Во-вторых, автобиографии различаются по разнообразию и широте затронутых в них проблем, что, в свою очередь, зависит от возможностей и жизненного опыта автора, от характера его интересов и кругозора. В-третьих, имеются еще различия морального свойства, частично обусловленные некоторыми дополнительными факторами: "активностью" и надежностью памяти автобиографа, его честностью и объективностью, откровенностью, с которой он рассказывает о себе или выносит те или иные оценки.

Наконец, автобиографии различаются по своим художественным достоинствам по тому умению, с каким автор отбирает самое важное, организует материал, оценивает взаимосвязи причин и следствий и выявляет единый план за многообразием жизненных явлений. Цель автобиографии представить жизнь (или какую-то ее часть) как некое целое, когда описываемые события отделены от настоящего неким временным промежутком и автор может отнестись к ним более или менее беспристрастно, а сами события успели приобрести в его глазах большую или меньшую осмысленность.

Следовательно, автобиография отличается от дневника, день за днем фиксирующего факты и впечатления. Она отличается также и от воспоминаний (хотя их часто путают), потому что представляет собой личную историю автора, в то время как мемуары историю событий, в той или иной степени затрагивающих все общество. Хотя жанр автобиографии обычно считают прозаическим, по крайней мере один его прославленный образец, Прелюдия У.Вордсворта, завершенная в 1805, имеет форму поэмы. Вообще автобиографические мотивы (скрыто или явно) встречаются в поэзии не так уж редко: достаточно вспомнить Сатиры и Послания Горация, Новую жизнь Данте, Паломничество Чайльд Гарольда Дж.Байрона, In Memoriam А.Теннисона. Те же мотивы часто присутствуют в эссеистике у Ч.Лэма, У.Хэзлитта, Р.Л.Стивенсона и других авторов. Более того, даже личное письмо в сущности, автобиографический "анекдот" и комментарии к нему (правда, столь же фрагментарные, как дневниковая запись).

Показательны в этом отношении письма Х.Уолпола и Вирджинии Вулф. Иногда в форму автобиографии облекались вымышленные истории Робинзон Крузо Д.Дефо, Путешествия Гулливера Дж.Свифта, Похождения Жиля Блаза А.Р.Лесажа, Приключения Родерика Рэндома Т.Смоллетта, Роб Рой В.Скотта, История Генри Эсмонда У.М.Теккерея и многие другие книги.

Но столь же часто происходило обратное: романисты заставляли своих героев пройти через испытания, повторявшие их собственный жизненный опыт. Наиболее известные примеры такого рода Амелия Г.Филдинга, Дэвид Копперфилд Ч.Диккенса, Адольф Б.Констана, Она и он и другие романы Жорж Санд, Джен Эйр Шарлотты Бронте, все романы Л.Толстого, В поисках утраченного времени М.

Пруста, Сыновья и любовники Д.Г.Лоренса и Бремя страстей человеческих У.С.Моэма.

ЛИТЕРАТУРА

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины