Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - базаров владимир александрович

Базаров владимир александрович

базаров владимир александрович

(1874-1939), также Руднев, русский философ, экономист. Родился в Туле 27 июля 1874. Учился на физико-математическом факультете Московского университета (1892-1897). Уже в студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении. В 1900-1901 слушал лекции в Берлинском университете. В 1904 примкнул к большевикам. После революции 1905-1907 сближается с меньшевиками.

Отрицательно воспринял Октябрьскую революцию 1917. С 1921 работал в Госплане, занимался экономической теорией, переводами научной и художественной литературы. В 1930 был обвинен в причастности к организации "специалистов-вредителей" и арестован. Умер Базаров 16 сентября 1939. Первым самостоятельным философским опытом Базарова стала статья Авторитарная метафизика и авторитарная личность (сб. Очерки реалистического мировоззрения, 1904), в которой он подверг критике идеи авторов сборника Проблемы идеализма. В дальнейшем Базаров обращается к философии эмпириокритицизма Маха и Авенариуса и, пытаясь соединить ее гносеологические принципы с теорией марксизма, критикует "догматический материализм": полемизирует с "иероглифической" концепцией Г.

В.Плеханова, с теорией отражения В.И.Ленина, развитой последним в книге Материализм и эмпириокритицизм. В статье Мистицизм и реализм нашего времени (сб. Очерки по философии марксизма, 1908) Базаров упрекал Плеханова в искажении фундаментальных принципов марксизма и, одновременно, в догматизме. Определенное влияние на понимание Базаровым задач философии как инструмента преобразования мира оказал прагматизм.

Базаров обнаруживал "мистицизм" не только в учении А.Бергсона о творческой эволюции (которое в целом оценивал высоко, усматривая в нем высшее интеллектуальное достижение "буржуазной культуры"), но и в диалектическом материализме того же Плеханова. С точки зрения Базарова, вне отношения к практической деятельности человека любые рассуждения о материи самой по себе, существующей независимо от человеческого сознания, неизбежно приобретают метафизический и мистический характер.

В своих социологических воззрениях Базаров отстаивал примат "производственных отношений" в историческом процессе и вторичность всевозможных "надстроечных" образований.

ЛИТЕРАТУРА

Базаров В.А. Труд производительный и труд, образующий ценность. СПб, 1899 Базаров В.А. Анархический комммунизм и марксизм. СПб, 1906 Базаров В.

А. На пути к социализму. Харьков, 1919 Базаров В.А. К методологии перспективного планирования. М., 1924 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины