Энциклопедия Кольера - цзин-семя
Цзин-семя
"Семя", "дух", "духовные силы", "эссенция", "утончение", "тончайшее", "семенное" (цзин3). Одна из самых специфичных категорий китайской философии. Исходное значение "цзин3" "отборный, очищенный рис" (Лунь юй) обрело два семантических полюса: "семя" (физическая эссенция) и "дух" (психическая эссенция). Таким образом, "цзин3" выражает идею непосредственного тождества сексуальной и психической энергий, образуя параллель "сперматическому логосу" в древней и "либидо" в современной западной философии.
В Дао дэ цзине (4 в. до н.э.) цзин3 фигурирует как некая "эссенциальность" Вселенной, условие жизни. В Гуань-цзы (4-3 вв. до н.э.) цзин3 это "утонченность пневмы" (ци чжи цзин), порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность: "Если [[семя]] распространяется между Небом и Землей, это будут нави и духи (гуй шэнь). Если же [[оно]] сокрыто в груди, то это будет совершенномудрый человек (шэн жэнь)". Там же "соединение осемененных пневм (цзин ци) мужчин и женщин" рассматривается как условие рождения человека. В Си цы чжуани (4 в. до н.э., см. Чжоу и) цзин3 это рафинированная "пневма", которая может быть мужской (ян ци, нань ци) и женской (инь ци, нюй ци): "Мужское и женское [[начала]] связывают семя (гоу цзин), и тьма вещей, видоизменяясь, рождается"; "Осемененная пневма (цзин ци) образует вещи". В некоторых пассажах "цзин3" означает дух, душу, разум: "Так благородный муж знает, какая вещь произойдет. Разве может кто-либо, не обладающий высшей разумностью (цзин3) в Поднебесной, быть причастен к этому?"; "Разумное долженствование (цзин и) проникает в дух (шэнь1)". В Люй-ши чунь цю (3 в.до н.э.) "концентрация" (цзи5) "осемененной пневмы" объявляется источником существования форм живой и неживой природы, обусловливающим и развитие их лучших качеств: например, рост растений, способность животных двигаться, игру самоцветов; она является также носителем "красоты" (мэй) и потому определяет существование "блага" (лян), носителем "разумности" (чжи1) и потому обусловливает "просветленность [[разума]]" (мин3).
Согласно Хуайнань-цзы (2 в. до н.э.), цзин3 в космологической и антропологической иерархии занимает срединное положение между "духом" и "пневмой", в космосе оно формирует солнце, луну, звезды, небесные ориентиры (чэнь), гром, молнию, ветер и дождь, а в человеке "пять внутренних органов" (у цзан), которые находятся в координации с внешними органами чувств.В одном из пассажей Хуайнань-цзы "осемененная (утонченная) пневма" объявляется присущей только человеку, тогда как животные состоят из "мутной пневмы" (фань ци). Поскольку цзин3 квинтэссенция "пневмы", оно может рассматриваться как ее особый вид. На графическом уровне данную связь выражает наличие общего элемента "ми" "рис" у знаков "цзин3" и "ци1".
ЛИТЕРАТУРА
Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 .
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 432 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |