Энциклопедия Кольера - фивы
Фивы
В эпоху Древнего царства (ок. 2800 ок. 2250 до н.э.) Фивы были незначительным провинциальным центром, управлявшимся полунезависимыми царьками, от которых до нас дошло лишь несколько вырубленных в скалах могил. После богатого смутами переходного периода их преемники начали борьбу за объединение Египта, итогом которой явилось подчинение страны фиванской династии в эпоху Среднего царства (ок.
2050 ок. 1700 до н.э.), знаменующее начало процветания Фив. Хотя большинство оригинальных сооружений этого периода на восточном берегу Нила до нас не дошло из-за активного храмового строительства в эпоху Нового царства, на западном берегу еще и теперь видны гробницы некоторых правителей, прежде всего Ментухотепа II, фараона XI династии (ок.
2052 ок. 1991 до н.э.) в Дейр эль-Бахри. На какое-то время столица Среднего царства для удобства управления была перенесена на север, в Мемфис, однако и в то время цари были фиванского происхождения. К концу эпохи Среднего царства, когда междоусобная борьба подорвала целостность государства, цари XIII династии вновь перенесли свою резиденцию в Фивы.Для них было сооружено несколько скромных гробниц, вырубленных в скалах, а надписями засвидетельствованы приношения храму Амона в Карнаке. В правление чужеземной династии гиксосов (ок. 1700 ок. 1580 до н.э.), народа неясного происхождения из Передней Азии, город переживал период упадка, но именно Фивы начали завершившуюся победой войну за изгнание гиксосов.
Яхмос, первый царь XVIII династии (ок. 1570 ок. 1345 до н.э.), в конце концов разгромил завоевателей, но предпосылки успеха заложил старший брат Яхмоса Камос, последний правитель XVII династии, которому удалось объедининь Верхний Египет. Царские захоронения XVII династии были разграблены еще в древности, но кое-что из великолепной погребальной утвари сохранилось; для гробниц этого периода характерны находки инкрустированного оружия.С XVIII династии началась эпоха Нового царства (ок. 1580 ок. 1070 до н.э.), период поразительного расцвета древнего города и культа его верховного бога Амона золотой век не только для Фив, но и для всего Египта. В течение многих столетий город оставался излюбленной резиденцией фараонов и сокровищницей, в которой скапливались богатства, собранные в качестве дани с покоренных земель.
Сокровища Амона постоянно приумножались, а вместе с ними росли власть и влияние его жрецов, к числу которых принадлежали некоторые самые знатные египтяне. Огромные храмовые сооружения, возвышающиеся на восточном берегу Нила, являются наряду с пирамидами наиболее впечатляющими памятниками египетской цивилизации. Храм Амона в Луксоре, как и его более крупный аналог в Карнаке, возводился в несколько этапов, что видно по его плану, включающему сложные и повторяющиеся ряды пилонов, внешние дворы с колоннадами и гипостильные залы.Этот храм начал строиться при Аменхотепе III (ок. 1455 ок. 1419 до н.э.) на месте прежнего святилища и был значительно изменен и расширен в последующие годы, особенно при Рамсесе II (ок. 1301 ок. 1234 до н.э.), величайшем строителе среди всех фараонов. Рамсес II возвел новый большой двор с колоннадами и пристроил к входу громадные пилоны, установив перед каждым собственные статуи колоссальных размеров.
Одна из хорошо сохранившихся статуй имеет приблизительно 18 м в высоту, что дает представление о гигантских размерах храма. Храмы супруги Амона Мут, его сына Хонса и бога войны Монта в Карнаке сами по себе производят сильное впечатление, но теряются рядом с Великим храмом Амона, который и сейчас имеет протяженность более 3 км. Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии Среднего царства; начиная с эпохи Тутмоса I в начале Нового царства он постоянно реконструировался и расширялся путем непрерывной пристройки дворов, залов с колоннадами и бесчисленных пилонов.
Среди заслуживающих внимания частей храма наиболее примечателен Большой гипостильный зал Рамсеса II. Все эти храмы как внутри, так и снаружи сплошь украшены рельефами и надписями, большинство из которых содержат восхваления разных фараонов. Гробницы фараонов, за некоторыми исключениями, расположены в Долине Царей месте менее доступном, чем более ранние захоронения, постоянно подвергавшиеся разграблению.
Поскольку в долине уже не было места для возведения грандиозных заупокойных храмов, величественные погребальные сооружения стали воздвигать вдоль западного берега Нила. Исключением явился большой террасированный храм царицы Хатшепсут (ок. 1595 ок. 1503 до н.э.) в Дейр эль-Бахри, соседствующий с храмом Ментухотепа, предшественника Хатшепсут в эпоху Среднего царства.Двор Аменхотепа III (ок. 1455 ок. 1419 до н.э.) во второй половине периода правления XVIII династии превосходил по своей роскоши все прежде виденное в Египте; его погребальный храм до сих пор выделяется благодаря двум стоящим перед фасадом сооружения фигурам колоссам Мемнона, восхищавшим римских путешественников, многие из которых оставили надписи о своем посещении на самих статуях.
Среди других погребальных храмов на западном берегу хорошо известен т.н. Рамессеум Рамсеса II. При Аменхотепе IV (Эхнатоне) столицу временно перенесли в Амарну. Она была возвращена в Фивы его зятем Тутанхамоном, чья неразграбленная гробница была обнаружена в 1922 в Долине Царей. В гробнице Тутанхамона сохранилось все, включая царскую мумию в золотом саркофаге.
Богатство этого захоронения помогает представить великолепие утраченных сокровищ из расположенных неподалеку более крупных и значительных царских гробниц. С воцарением XXVI династии (Саисский период, 663-525 до н.э.) политический центр Египта вновь переместился на север, и древняя столица утратила свое политическое значение. Тем не менее Фивы оставались важным религиозным центром, а после завоевания Египта Александром Великим ненадолго вернули себе независимость.
Ранние Птолемеи продолжали расширять и украшать храмы и даже строили новые, однако последнее фиванское восстание завершилось разрушением Фив примерно в 30 до н.э. Страбон (24 до н.э.) нашел на месте прежнего города лишь несколько отдельных поселений; со временем, по мере распространения христианства, храмы и гробницы превращались в церкви и монастыри и использовались для христианских богослужений. .Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 432 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |