Энциклопедия Кольера - гаман иоганн георг
Гаман иоганн георг
(Hamann, Johann Georg)
ИОГАНН ГЕОРГ ГАМАН(1730-1788), немецкий мыслитель, которого называли "северным магом", родился в Кенигсберге (Восточная Пруссия) 27 августа 1730. Его ранние занятия, как и вся последующая жизнь, носили несистематический характер, но вдохновлялись страстным поиском истины безо всякой утилитарной цели. Гаман вел беспокойную жизнь, менял места работы и жительства, некоторые из наиболее плодотворных идей пришли к нему в Англии, где он жил с апреля 1757 по июль 1758.
Среди его книг Сократические достопримечательности (Sokratische Denkwrdigkeiten, 1759); Крестовые походы филолога (Kreuzzge des Philologen, 1762); Метакритика пуризма разума (Metakritik ber den Purismus der Vernunft, 1784, опубл. в 1800); Мысли о моем жизненном пути (Gedanken ber meinen Lebenslauf, 1759, опубл. в 1821). Сочинения Гамана фрагментарны и несистематичны, состоят из афоризмов, часто носят характер пророчеств и загадочны по содержанию и способу выражения.
Умер Гаман в Мюнстере 21 июня 1788. Гаман был пророком литературного движения "Буря и натиск" и оппонентом Просвещения. В противовес рационализму Канта подчеркивал значение продуктивной способности чувств. Разделение разума и чувств, играющее существенно важную роль в системе Канта, ввиду его абстрактности представлялось Гаману стерильным и противоречащим нашему языку, в котором эти две "противоположности" слиты.
Гаман любил ссылаться на концепцию тождества противоположностей Джордано Бруно (опиравшегося на Николая Кузанского); он обладал поразительной способностью постигать единство вещей, которые анализирующий разум видит четко разделенными, и обвинял философов в разъединении того, что объединено Богом.Всякое познание и действие, по Гаману, должно исходить из конкретных вещей и конкретной личной связи с вещами веры. Разум вторичен: nil in intellectu quod non antea in sensu (нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в чувствах). Природа и откровение (включающие историю и традицию) являются истинными источниками всякого знания. Гаман был гением вдохновения и оказал непосредственное и глубокое влияние на И.
Гердера, познакомив его с английской литературой, особенно с произведениями Шекспира и Оссианом Макферсона; передал Гердеру и движению "Бури и натиска" (через них всему движению романтизма) свои взгляды на сущность языка и поэзии ("поэзия первоначальный язык человечества"), склонность к иррациональному и интуитивному, учение о "тотальности" (всецелой вовлеченности), превознесение исступления, страстности, гения, веру в ценность человека как такового и преклонение перед чувством, верой и силами природы.
Глубоко религиозный человек, хотя и не принимавший ни ортодоксальных, ни пиетистских взглядов, которые господствовали в его время, Гаман стремился увидеть и открыть божественное начало в вещах и человеческих существах. Его идеи оказали влияние на философию 19 в. Шеллинга, Гегеля, Кьергегора, а также на творчество Гете.ЛИТЕРАТУРА
Гаман И.Г. Пять пастырских посланий о школьной драме. В кн.: Идеи эстетического воспитания, т. 2. М., 1973 .
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 433 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |