Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - гуссерль эдмунд

Гуссерль эдмунд

гуссерль эдмунд

(Husserl, Edmund) (1859-1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма. Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице (Моравия).

Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Общение с Брентано, а затем с психологом К.Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием интенции (направленности сознания: сознание есть всегда сознание "чего-то").

Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось увидеть действительных проблем "интенциональности", связанных с основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, У.Джемс, английские эмпирики (главным образом Дж.С.Милль), а также Г.В.Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития.

Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге Философия арифметики (Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen, 1891). Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология с другой, впервые соединились в этой работе.

Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г.Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности "осознанного опыта". В последней главе он рассматривал мгновенное "схватывание" таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц.

Таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии. Хотя через все работы Гуссерля проходят одни и те же идеи, его взгляды претерпели значительные изменения. Можно выделить четыре основные группы работ: 1) период увлечения "психологизмом"; 2) феноменология, первоначально именуемая "дескриптивной психологией", или феноменология в узком смысле; и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная в 1913, однако задуманная несколькими годами ранее.

Работы, опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти, составляют четвертую группу. Логические исследования (Logische Untersuchungen, 1900-1901) наиболее известная работа Гуссерля, рассматривалась им самим как "расчистка пути" для феноменологии. В первом томе, озаглавленном Пролегомены к чистой логике, дана решительная критика в то время влиятельной концепции "психологизма", или взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики определяются в терминах психологии.

В последней главе, "Идея чистой логики", представлена философия формальной логики, эмансипированная от психологии. Гуссерль настаивает на бессмысленности отнесения сферы чистой логики, или формального мышления, к психологии. Второй том составляют шесть исследований значения и структуры опыта. Прежний интерес к характерным формам опыта привел Гуссерля к изучению "категориальной интуиции".

Для следующего периода, начало которому было положено лекциями Идея феноменологии (Die Idee der Phnomenologie, лекции 1907, опубл. посмертно) и исторически связано с трудом Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии (Ideen zu einer reinen Phnomenologie und phnomenologischen Philosophie, 1913), решающее значение имел осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма.

Этой цели служил предложенный им метод феноменологической "редукции". Эпохэ (epoche), или методическое воздержание от любых суждений и верований, является необходимым предварительным шагом в процедуре выделения поля восприятий как таковых и нахождения "абсолютного" основания для философии. Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности и сущностные отношения.

В работах Гуссерля рельефно представлена его оппозиция натурализму, что видно, в частности, по его эссе Философия как строгая наука (Philosophie als strenge Wissenschaft, 1911). Это противостояние было для него одним из наиболее действенных мотивов. Дескриптивная наука об опыте, рассматриваемая чисто рефлексивно или "трансцендентально", должна была дать философии "радикальное" начало, свободное от каких-либо предпосылок.

Программа "конститутивной" феноменологии, развернутая в последующих томах его Идей (опубл. посмертно), а также в других трудах, имела целью создание новой идеалистической философии. Гуссерлевский гений особенно поражает в двух областях: в философии логики и дескриптивном анализе процессов сознания, включая опыт сознания времени.

Исследования по логике включают работы зрелого периода: Опыт и суждение (Erfahrung und Urteil, 1939) и Формальная и трансцендентальная логика (Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft, 1929). Бесспорного признания заслуживает исследование сознания времени в Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени (Vorlesungen zur Phnomenologie des inneren Zeitbewusstsein, 1928), а также ряде работ разных лет.

В Картезианских медитациях (Mditations cartsiennes, 1931) дано детальное изложение проблемы переживания и познания сознания других людей. Многие бывшие студенты и коллеги Гуссерля разрабатывали феноменологию в альтернативных направлениях. Так, М.Шелер испытывал интерес к религии и соответственно строил свою концепцию феноменологии. М.

Хайдеггер, один из основателей экзистенциализма, вначале был почтительным и восприимчивым учеником Гуссерля. Затем он предпринял основательную ревизию феноменологии, основываясь на понятиях "бытия" и "существования". Уверенный в безграничном потенциале своей "конститутивной" феноменологии, дополненной понятием "пред-данного жизненного мира", Гуссерль подверг критике теорию Хайдеггера.

Покинутый своими "арийскими" учениками, Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни. Завершила поздний период его работа Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (Die Krisis der Europischen Wissenschaften und die transzendentale Phnomenologie, 1936, опубл. в 1954), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира (Lebenswelt).

Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938. После него осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К счастью, они были сохранены и перевезены в Левен (Бельгия), где в настоящее время продолжается начатая в 1950 работа по их редакционной подготовке и изданию (серия "Гуссерлиана" "Husserliana").

ЛИТЕРАТУРА

Гуссерль Э.

Логические исследования, т. 1. СПб, 1909 Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Логос, кн. 1, 1911 Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., 1914 Гуссерль Э. Собрание сочинений., т. 1. М., 1994 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины