Энциклопедия Кольера - гуйгу-цзы
Гуйгу-цзы
"Учитель из Ущелья навей". Основополагающий трактат древнекитайской школы политической философии цзун-хэн цзя (буквально: "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных [[политических связей]]"), традиционно датируемый 4 в. до н.э., но, по-видимому, сформированный или даже написанный значительно позже. Современный текст Гуйгу-цзы, основанный на комментированной редакции Тао Хунцзина (455-536), снабженный послесловием Жуань Юаня (1764-1849) и опубликованный в 1789, состоит из трех "свитков" (цзюаней) и 21 главы (пянь), две из которых ныне утрачены.
Название трактата воспроизводит прозвище его предполагаемого автора, которому приписывается еще одно сочинение Гуйгу-цзы тянь суй лин вэнь (Духовные письмена Учителя из Ущелья навей о небесной сердцевине два "свитка"), как и Гуйгу-цзы, входящее в каноническое собрание даосских текстов Дао цзан (Сокровищница дао). В "Каталоге к Дао цзану" (Дао цзан му лу, 1726) отшельник Гуйгу-цзы идентифицирован с учеником Лао-цзы Ван Сюем (6 в. до н.э.), а в Ши цзи (гл. 69, 70) Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.) представлен жившим в 4 в. до н.э. наставником прямых основателей цзун-хэн цзя Су Циня и Чжан И. Существует предположение, что Гуйгу-цзы это псевдоним Су Циня (4 в.до н.э.), который, вероятно, в той или иной мере участвовал в создании Гуйгу-цзы. Выраженные в трактате воззрения в основном представляют собой сочетание идей даосизма и легизма. Генетико-субстанциальное первоначало всего сущего единое дао, материальное ("пневменное" ци1) и "принципосообразное" (ли1), но "телесно" (син2) не оформленное исходное состояние которого названо "утонченным духом" (шэнь лин).
Высшая закономерность дао циркулирующий ("обратный" и "перевертывающийся" фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы главных структур мироздания Неба (тянь) и Земли (ди), инь1 и ян1, "продольно-вертикального" (цзун) и "поперечно-горизонтального" (хэн) обобщены в оригинальных категориях "открывание" (бай) и "закрывание" (хэ2), которые вместе с аналогичной парой "ли" (синоним "бай") и "хэ2" из Чжоу и (Си цы чжуань, I, 11) восходят к мифологическому образу ворот, философско-поэтически осмысленному в Дао дэ цзине (В§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы.Универсальная и постоянная изменчивость по модели "открывание закрывание" служит в Гуйгу-цзы теоретическим обоснованием легистских принципов политического прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием. Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином "возносящие клещи" (фэй цянь), давшим название гл.
5. Но, "чтобы знать других людей, надо знать самого себя". Поэтому овладение и собой, и другими предполагает "достижение глубин сердца (синь1)" "хозяина духа". "Дух" (шэнь1) является главным среди пяти "пневм" человека; остальные четыре "горняя душа" (хунь), "дольняя душа" (по), "семенная душа" (цзин3), "воля" (чжи3). Согласно Гуйгу-цзы, имена (мин2) "рождаются" от "реалий" (ши2), а "реалии" от "принципов" (ли1).
Совместно выражая чувственные свойства (цин2), "имена" и "реалии" взаимозависимы, и "принципы" "рождаются" от их гармоничного "благоустройства" (дэ1).ЛИТЕРАТУРА
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 .
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 432 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |