Энциклопедия Кольера - инь-ян
Инь-ян
Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян теневой и солнечный склоны холма или берега реки.
В Го юй (5-3 вв. до н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци1) соответственно "земная" и "небесная", нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В Гуань-цзы (4-3 вв. до н.э.) с взаимодействием инь-ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В Чжуан-цзы (4 в. до н.э.) инь-ян связаны с категориями Дао дэ цзина "покой" и "движение" (см. Дун-цзин).В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного ("хаотического" хунь дунь) единства первозданной "пневмы" к многообразию всей "тьмы вещей" (вань у) (Дао дэ цзин).
В процессуальном аспекте главный закон инь-ян дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: "одно инь1, одно ян1 это и есть дао" (Си цы чжуань, 4 в. до н.э.). Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь-ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого.
Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь-ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тысячелетия до н.
э. и впервые была систематически изложена в Чжоу и, где инь-ян названы "двумя образцами" (лян и), рожденными "Великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. ГУА) прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе инь-ян цзя, а Дун Чжуншу (2 в.до н.э.) была синтезирована с учением о "пяти элементах" (у син1), что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений. Уже в Си цы чжуани действие инь-ян было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в том числе распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь-ян также на категории социальной оценки моральные качества, награды и наказания: "Все дурное исчерпывается в инь1, все доброе в ян1"; "в ян1 высокое начало, в инь1 низкое" (Чунь цю фань лу).
Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение инь-ян с динамикой "движения" и "покоя" собственно "Великого предела" как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь-ян, реализующихся в "пневме". Ван Чуаньшань (17 в.) акцентировал "взаимопроникновение" инь-ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований.
Ныне концепция инь-ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.ЛИТЕРАТУРА
Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 .
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 432 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |