Энциклопедия Кольера - корелли арканджело
Корелли арканджело
(Corelli, Arcangelo)
АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ(1653-1717), итальянский композитор, скрипач, основоположник классической школы игры на скрипке, которая в своих главных принципах сохранилась до наших дней. Родился 17 февраля 1653 в Фузиньяно близ Болоньи. Происходил из старинного и влиятельного рода, который дал Италии известных юристов, ученых, поэтов.
Уже в детстве Корелли проявил блестящие музыкальные способности, и в возрасте 13 лет его отправили в Болонью обучаться скрипичной игре. Он занимался у Дж.Бенвенути, а также у венецианца Л.Бруньоли. Стал членом известной Болонской филармонической академии (1670). О периоде с 1670 по 1675 в жизни музыканта ничего не известно. В 1675 Корелли появляется в Риме, и именно здесь разворачивается его деятельность, уже в самом начале отмеченная блестящими успехами.
Он стал частым гостем во дворце шведской королевы Христины; ей посвящены сочинения Корелли, опубликованные в 1681, в ее доме состоялись первые исполнения кореллиевских concerti grossi (опубликованы посмертно). В 1687 Корелли поступил капельмейстером к кардиналу Панфили; через два года мы находим его в той же должности при кардинале П.Оттобони: кардинал был настолько очарован искусством Корелли, что поселил его в своем дворце и обращался с ним как с другом.В 1706 Корелли был избран членом Аркадской академии самого изысканного ученого общества во всей Италии; одновременно с ним в эту академию вошли Б.Пасквини и А.Скарлатти. Корелли вел очень скромную жизнь и любил уединяться в своем непритязательном жилище среди книг и картин. В отличие от большинства итальянских композиторов той эпохи, писавших много и во всех жанрах, Корелли опубликовал при жизни лишь отдельные инструментальные сочинения, а именно: 4 сборника трио-сонат для двух скрипок и basso continuo (op.
1, 1681; op. 2, 1685; op. 3, 1689; op. 4, 1694); сборник сонат для скрипки и basso continuo (op. 5, 1700). Посмертно опубликован сборник concerti grossi (op. 6, 1714). Все эти сочинения, особенно скрипичные сонаты из ор. 5, пользовались известностью; в частности, ор. 5 в 18 в. перепечатывался в Италии, Франции, Голландии и Англии около сорока раз. Красота мелодий, отточенность стиля, строгость форм вызывали всеобщее восхищение.
Действительно, Корелли дал совершенные образцы предклассических жанров сонаты и инструментального концерта. Вместе с тем он противостоял увлечению виртуозной игрой на струнных и заложил основы классической скрипичной техники, которая исходит из подражания человеческому голосу, из вокального, напевного начала. Хотя до Корелли искусство игры на скрипке насчитывало в Италии по крайней мере полтора века, именно его считают главой великой национальной скрипичной школы.
Ее традиции продолжили ученики Корелли Л.Сомис, Ф.Гаспарини, Ф.Джеминиани, воспитавшие новое поколение скрипачей Г.Пуньяни и Дж.Б.Виотти. Принципы итальянской школы легли в основу франко-бельгийской скрипичной школы, к которой в той или иной мере принадлежали все крупные скрипачи 19 в. Умер Корелли в Риме 8 января 1713.
ЛИТЕРАТУРА
Кузнецов К.
, Ямпольский И. А.Корелли. М., 1953 .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 432 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |