Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - куросава акира

Куросава акира

куросава акира

(1910-1998), японский кинорежиссер, чей фильм Расемон, удостоенный гран-при Венецианского фестиваля 1951, открыл западному зрителю послевоенное японское кино. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного гангстерского фильма и вестерна, вдохновило многих на подражание. Критики нередко относят его к числу лучших режиссеров мира.

Родился в Токио 23 марта 1910 в семье бывшего офицера самурайского происхождения. В 1927, решив стать художником, поступил в школу западной живописи Досюся. О кинокарьере задумался после того, как стал ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото, научившего его основам кинематографа.

Свой первый сценарий Куросава написал в 1941, первый фильм поставил в 1943. Принимал участие в создании сценариев всех своих фильмов. Умер он в Токио 6 сентября 1998. Куросава снимал картины на историческую и современную тематику, гангстерские фильмы, экранизации западной литературы и пьес и психологические этюды. В основе его творчества лежит конфликт между объективной реальностью и иллюзиями человека.

Примером психологического исследования может служить Расемон, повествующий о том, как на суде жена убитого самурая, грабитель, единственный свидетель и сам убитый (через медиума) дают противоречивые показания о происшедшем, причем решения этой загадке так и не дается. В 1952 Куросава поставил очень значительный, затрагивающий проблемы современности фильм Жить (Икиру) о мелком служащем, который, узнав, что умирает, решил наполнить смыслом свои последние дни на земле.

Первая историческая эпопея Семь самураев (Ситинин-но самураи, 1954) повествует о том, как деревенские жители наняли семерых потерявших хозяев самураев защищать их урожай от бандитов. Комедия 1961 Телохранитель (Едзимбо) сатира на условности японского исторического фильма.

Стиль Куросавы эклектичен и гибок, тематика диктует использование того или иного кинематографического приема. Впечатление, которое производит ключевое сражение в Семи самураях, является результатом не столько самих событий, сколько набора технических приемов. Здесь Куросава использует одновременно три подвижные камеры с телеобъективами, чем достигается ощущение постоянного энергичного движения, что характерно для его стиля.

Нередко сцены, снятые в традициях простой, но динамичной японской пейзажной живописи, соседствуют со сценами действия, тишину вдруг разрывают бурные эпизоды насилия. Большое значение Куросава придавал монтажу. Умер Куросава в Токио 6 сентября 1998.

ЛИТЕРАТУРА

Акира Куросава. Сборник статей. М., 1977 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины