Энциклопедия Кольера - неоконфуцианство
Неоконфуцианство
(см. Сян Шу Чжи Сюэ)
построениям (Шао Юн, 11 в.; Цай Цзюфэн, 12-13 вв.; Фан Ичжи, Ван Чуаньшань, (17 в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, 12 в.; Е Ши, 12-13 вв.; Ван Тинсян, 15-16 вв.; Янь Юань2, 17 начало 18 в.). В 17-19 вв. господствовавшие учения Чэн Чжу и Лу Вана подверглись атакам со стороны "эмпирической" школы, делавшей упор на критическое изучение классических текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого "учением о естестве", или "конкретным учением" (пу сюэ), был Гу Яньу (17 в.), а крупнейшим представителем Дай Чжэнь (18 в.). Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с Кан Ювэя (1858-1927), связано с попытками усвоения западных теорий. В отличие от первоначального конфуцианства, неоконфуцианство основано прежде всего на текстах Конфуция (6-5 вв. до н.э.), Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилософских канонах. Этот новый подход школа Чэн Чжу воплотила в Четверокнижии (Сы шу). В период складывания неоконфуцианства нормативной формой Тринадцатиканония (Ши сань цзин) была охвачена и древняя протофилософская классика. Первое место в нем занял методологический "органон" Чжоу и, в котором изложены нумерологические идеи, полностью эксплицированные (в том числе средствами графической символики) и развитые в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологическую, космологическую и гносео-психологическую проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этической интерпретации. Моральная доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных взаимных идентификаций человеческих ("гуманность"-жэнь2, "[[индивидуальная]] природа", "сердце") и природных (Небо-тянь, "предопределение", "благодать/добродетель"-дэ1) сущностей. Современные интерпретаторы и продолжатели неоконфуциаства (Моу Цзунсань, Ду Вэймин и другие) определяют такой подход как "моральную метафизику" (даодэ дэ синэршансюэ), являющуюся одновременно теологией.
ЛИТЕРАТУРА
Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. Л., 1947 Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972 Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978 Конфуцианство в Китае. М., 1982 Торчинов Е.А. К характеристике этической доктрины неоконфуцианства. В кн.: Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1982 История китайской философии. М., 1989
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". М., 1995 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 432 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |