Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - плотин

Плотин

плотин

(205-270), философ и педагог. Родился в Египте, учился философии в Александрии у Аммония Саккаса. Желая ознакомиться с восточными учениями, при императоре Гордиане III принял участие в походе против персов (242-243), что едва не стоило ему жизни. После этого Плотин поселился в Риме, где и прожил всю оставшуюся жизнь, перебравшись, будучи уже при смерти, в Кампанию.

Плотин основал в Риме философскую школу (знаменитый Порфирий один из ее воспитанников) и создал в процессе преподавания отличающееся полнотой и законченностью философское учение, известное как неоплатонизм. Большую систематичность мы обнаруживаем в античности только в трактатах аристотелевского корпуса. Труды Плотина (все они писались после 253) были изданы Порфирием в виде 54 трактатов, разделенных на 6 книг (Эннеад, греч. "девяток") по 9 трактатов в каждой. 1-я Эннеада посвящена главным образом этике и эстетике, во 2-й и 3-й рассматриваются физика и космология, в 4-й психология, в 5-й и 6-й метафизика, логика и теория познания.

Человек и Вселенная представляются Плотину во многом подобными друг другу. Человек, утверждает Плотин, это не материальная сумма движений атомов, но душа. Точно так же и лишенные души вещи не являются случайными соединениями: существует Мировая Душа, и точные соотношения, наблюдаемые нами в вещах, являются свидетельством наличия направляющего Ума.

С такой точки зрения человек не есть растительная душа; правильнее будет сказать, что он душа ощущающая, а главное, помнящая и воображающая. Именно память и воображение Плотин анализирует особенно тщательно. Когда человек пользуется этими способностями, он соприкасается с умом и, можно даже сказать, сам делается умом.

Подобно тому, как поверх души человека располагается его ум, над Мировой Душой находится божественный Ум, аналогичный платоновскому миру идей. Вещи чувственного мира лишь отражения этих идей. Однако первопринципом для Плотина не является и божественный Ум, потому что в нем имеется двойственность и раздельность: одна идея отлична от другой, и познающий субъект отличается от познаваемого объекта.

Для полного объяснения необходим всецело единый принцип, и потому выше Ума помещается Единое, Простота, столь же беспримесная, как Бытие Парменида. Поскольку Единое выше всякой двойственности, а язык и знание предполагают раздельность, Единое нельзя ни описать, ни познать. Соприкоснуться с ним можно лишь посредством мистических проникновений и несказанного опыта.

В процессе нравственного очищения человек способен осуществить переход от чувственной души или материального мира к частному уму, потом к божественному Уму и, наконец, к Единому.

См. также Неоплатонизм.

ЛИТЕРАТУРА

Порфирий. Жизнь Плотина. В кн.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 Адо П. Плотин или Простота взгляда. М., 1991 Плотин. Избранные трактаты, тт. 1-2. М., 1994 Плотин. Сочинения. СПб М., 1995 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины