Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - символисты

Символисты

символисты

группа французских поэтов конца 19 в., в которую входили Ст.Малларме, Ж.Лафорг, Г.Кан, Фр.Вьеле-Гриффен, С.Меррил, Ж.Мореас, П.Фор, М.Метерлинк, Р.де Гурмон, Э.Верхарн, А.де Ренье, А.Самэн, Р.Гиль, Фр.Жамм и другие. К предтечам этого направления иногда относят А.Рембо и П.Верлена, а к прямым его наследникам среди поэтов 20 в. П.Валери и П.Клоделя.

Подобно импрессионизму в живописи, символизм был попыткой отойти от общепринятых схем и правил и передать в произведении искусства существенные черты самой реальности. Валери писал, что символизм "сводится к общему для многих поэтических семейств (причем семейств враждующих) стремлению „забрать у Музыки свое добро"" (рус. перевод В.

Козового). В число обычных для поэтов-символистов приемов входят и перенос в поэзию живописных и музыкальных эффектов, и комбинация средств воздействия на разные чувства, и использование абстрактных понятий в конкретном смысле или конкретных существительных в качестве эпитетов.

Все эти эксперименты питала вера в превосходство искусства над всеми прочими способами познания и связанная с этой верой идея, общая для многих систем идеалистической философии: за видимым миром скрывается подлинный, который стал бы доступен человеку, если бы между восприятиями разных органов чувств была установлена система "соответствий".

После 1900 идеи и стиль символистов подвергались резкой критике, часто незаслуженной, поскольку со времен Возрождения ни одна литературная школа не сделала так много для обогащения технических средств стиха и для расширения поэтического лексикона. Литературные эксперименты символистов сохраняют свое значение до сих пор. Самым влиятельным оказался "свободный стих" (верлибр) итог долгого процесса распада традиционных форм, ставший в руках символистов едва ли не центральной формой французской и европейской поэзии.

Самым ярким представителем символизма в драматургии был Метерлинк, пытавшийся возродить поэтическую драму. В прозе блестящим эпилогом символистской эпохи можно считать цикл М.Пруста.

ЛИТЕРАТУРА

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (также "декаденты") — представители новейшего течения в французской поэзии. Первые признаки этого направления относятся к концу 50-х и началу шестидесятых годов, когда появились "Fleurs du mal" Бодлэра, первые произведения Верлена и Вилье де Лиль-Адана. Эти три поэта и считаются родоначальниками того направления, которое казалось мертворожденным и подвергалось насмешкам еще в начале восьмидесятых годов и с которым теперь, несмотря на все его крайности и уродства, должен считаться историк французской литературы и культуры. Поэтическая производительность этого направления — несмотря на некоторую намеренную сдержанность его представителей — достаточно богата и разнообразна. Здесь есть и романисты, и драматурги, и лирики, особенно последние. Название декадентов поэты, примкнувшие к этому направлению, получили от появившейся в начале 80-х годов остроумной пародии Викэра и Боклэра "Les déliquescences d'adoré Floupette, poète décadent"; здесь удачно был утрирован нелепый стиль поэтов, стремившихся к внешней оригинальности во что бы то ни стало, а в предисловии изображен кружок "декадентов" с их самообожанием, преклонением пред "единственными...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины