Энциклопедия Кольера - тай цзи
Тай цзи
Рис. 1. СХЕМА ПОРОЖДЕНИЯ Великим пределом двух образцов (инь ян), четырех символов (сы сян) и восьми триграмм (ба гуа).Древнейшая комментаторская традиция трактует тут "тай цзи" как синоним "тай чу" ("Великого начала"), "тай и" ("Великого единого") и "дао", то есть обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей "пневмы" (ци1), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. до н.э. 1 в. н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил "тай цзи" альтернативным понятием "тай сюань" "Великая тайна", которому посвятил специальное сочинение Канон Великой тайны (Тай сюань цзин). Мыслителями философского течения сюань сюэ ("учение о таинственном"), в том числе Ван Би (3 в.), "тай цзи" отождествлялся с "отсутствием/небытием". Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть "тай цзи" с по мощью понятия "юань ци1" "изначальная пневма". В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате Изъяснение плана Великого предела (Тай цзи ту шо) Чжоу Дуньи (11 в.) сопряг "тай цзи" с понятием "у цзи", восходящим к Дао дэ цзину и укоренившимся в даосизме, где оно выражает нерасчлененную и неисчерпаемую первозданность как "Отсутствие/небытие предела" ("Беспредельное", аналог древнегреческого апейрона) или "Предел отсутствия/небытия". Представив космогенез следствием движения самого "тай цзи", Чжоу Дуньи положил начало трактовке последнего в китайской традиционной науке как "генотипа", или "преднебесной" (сянь тянь), априорной программы мировых трансформаций. Лу Цзююань (12 в.) истолковал антонимичное сопряжение "у цзи" и "тай цзи" в качестве последовательности первичного и вторичного соответственно (по модели Дао дэ цзина: "наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия"), а Чжу Си (12 в.) как сущностное тождество. По Чжу Си, тай цзи есть совокупность всех "принципов" (ли1), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. Фэн Юлань (1895-1990) усмотрел в этой трактовке аналог идеи Блага у Платона и Перводвигателя у Аристотеля. В 20 в. Сунь Ятсен (1866-1925) использовал термин "тай цзи" для передачи западного понятия "эфир" (итай). Как элемент общеметодологического "учения о символах и числах" (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) "тай цзи" имеет не только смысловую, но и изобразительную ипостась, то есть выступает в качестве визуального символа, известного в трех различных видах: 1) пустого (белого) круга, выражающего тождественность "тай цзи" и "у цзи", 2) круга, разделенного на две половины и три концентрических пояса, зеркально противоположных друг другу по пустотности и заполненности (белизне и черноте) центрально-симметричных элементов, и, видимо, представляющего собой соединение закругленных до полукруга триграмм Ли (огонь, солнце, ян) и Кань (вода, луна, инь) (см. рис. 2), что выражает признание "тай цзи" следующим после "у цзи" этапом космогенеза, внутри которого уже произошло разделение инь и ян. Первый и второй виды идентифицируются соответственно с верхним и расположенным под ним кругами "Плана Великого предела", т.е. диаграммы, "изъяснением" к которой является трактат Чжоу Дуньи (см. рис. 3, 4). Прототипами этой диаграммы, соединяющей двоичную модель "инь ян" с пятеричной моделью "у син" (пяти элементов/фаз), отсутствовавшей в исходном для "тай цзи" тексте Чжоу и, были аналогичные мироописательные схемы, сложившиеся в даосской алхимической традиции: У цзи ту (План Беспредельного или План предела отсутствия/небытия) даосского наставника Чэнь Туаня (около 906-989), Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесный план Великого предела), входящий в Дао цзан (Сокровищницу дао) из даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего проникновения в истинное начало). 3) К Чэнь Туаню также восходит получивший наибольшее распространение и мировую популярность третий вид изображения тай цзи в форме круга, состоящего из двух различно окрашенных "запятых" или "рыб", знаменующих собой циркуляцию роста и упадка с взаимным переходом в противоположность двух мировых сил инь и ян, а также их внедренность друг в друга, представленную инородными точечными вкраплениями в их "головах". Диаграмма Чэнь Туаня под названием Сянь тянь тай ту (План преднебесного Великого предела) носила эзотерический характер и не имела широкого хождения, однака была узнана и передана Чжу Си его единомышленником ученым-нумерологом Цай Юаньдином (1135-1198).
Рис. 2. РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ второго вида изображения Великого предела из триграмм Ли и Кань.
Рис. 3. "ПЛАН ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА" Чжоу Дуньи.
Рис. 4. ВАРИАНТЫ ВТОРОГО ВИДА изображения Великого предела.Чжу Си связал данное изображение, на котором круг тай цзи соотнесен со странами света и соответствующими им гексаграммами и триграммами (гуа, см. рис. 5), с изображением тай цзи в "плане" Чжоу Дуньи, сделав эту идентификацию канонической. Хотя прототипы подобного S-образного символа (см. рис. 6) обнаруживаются в древнейших произведениях китайской материальной культуры, восходящих к неолиту, его последний (третий) вид был либо выработан, либо рассекречен и распространен в эпоху Сун (10-12 вв.), видимо, не без влияния буддийских мандал. Западные интерпретаторы (М.Гране, 1884-1941, за которым следовал, в частности, С.М.Эйзенштейн) усматривают в нем фундаментальную для всей мировой культуры схему логарифмической спирали (см. рис. 7), Н.Бор признал в нем наилучшую иллюстрацию для своего физического принципа дополнительности, а его современные изображения фигурируют в широком диапазоне символов и эмблем от флага Южной Кореи до рекламы пепси-колы.
Рис. 5. "ПЛАН ПРЕДНЕБЕСНОГО ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА" Чэнь Туаня.
Рис. 6. ВАРИАНТЫ ТРЕТЬЕГО ВИДА изображения Великого предела.
Рис. 7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ Великого предела как схемы логарифмической спирали.ЛИТЕРАТУРА
Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Чжоу Дуньи. Объяснение схемы Великого Предела. В кн.: Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 432 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |