Энциклопедия Кольера - ван цзи
Ван цзи
Ван Жучжун, Ван Лунси (1498-1583), китайский неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из главных представителей "левого крыла" янминизма (см. Ван Янмина Школа), сблизившегося с чань-буддизмом. Родился 26 мая 1498 в Шаньине (округ Шаосин провинции Чжэцзян). Ван Цзи происходил из семьи чиновника и после получения в 1532 высшей ученой степени цзиньши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве.
Однако в 1542 оставил службу и в последующие сорок с лишним лет, несмотря на неоднократные призывы, не возвращался к ней, занимаясь философскими исследованиями и чтением лекций в различных частях страны. Бесплодие жены побудило его обратиться к изучению даосской сексуальной практики, основанной на учении о "пестовании жизни" (ян шэн).
Умер Ван Цзи 5 июля 1583. Основное теоретическое достижение Ван Цзи этико-гносеологическая концепция "четырех отсутствий" (сы у), которая вместе с противоположной концепцией его близкого друга и сподвижника Цянь Дэхуна явилась реакцией на итоговые для Ван Янмина "четыре постулата", высказанные на мосту Небесного источника (1527): "Отсутствие добра и зла такова сущность (ти1) сердца.
Наличие добра и зла таково движение помыслов (и3). Знание (чжи2) добра и зла таково благосмыслие (лян чжи). Совершение добра и устранение зла таково выверение вещей (гэ у)". Исходя из первого постулата и тезиса Ван Янмина: "Сердце, помысел, знание и вещь суть единое дело", Ван Цзи пришел к выводу, что идеальное нравственно-психологическое состояние должно характеризоваться "отсутствием добра и зла" на всех четырех этико-гносеологических уровнях, а не только на первом.
Под "отсутствием добра и зла" подразумевалось наличие высшего блага, которое не нуждается в преднамеренном различении добра и зла, поскольку означает естественное и спонтанное осуществление добра. Эта концепция строилась с помощью антитетических понятий, таких, как "сердце без сердца", "помыслы без помыслов", "знание без знания", "вещи без вещей", призванных запечатлеть априорную и трансцендентальную этико-гносеологическую реальность.
Знание, или "благосмыслие" (лян чжи), составляющее "сущность сердца", Ван Цзи, в отличие от обычного сознания (ши4), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект, превосходящим жизнь и смерть, подобным поверхности зеркала, которая, сама по себе будучи пустой, делает возможным любое отражение, то есть функционирование сознания.
Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, так как в каждом человеке "благосмыслие совершенно" (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (синь2) в него и целенаправленное моральное усилие. Последнее требование отделяло Ван Цзи от представителей "правого", квиетистского крыла янминизма
(см.
Ван Янмина Школа).Результирующее "просветление" (у4 буддийско-даосский термин) бывает трех видов (по возрастанию значимости): основанное на словесных наставлениях "разъясняющее" (цзе), на медитации "свидетельствующее" (чжэн2), на прямом экзистенциальном усмотрении "проницающее" (чэ). Гносеологически всеобъемлющая и одновременно "пустотная", "благосмысленная" "первосущиость сердца" в онтологическом плане отождествлялась с "отсутствием/небытием" (у1), порождающим "наличие/бытие" (ю) и составляющим с ним единство, что являлось неоконфуцианским переосмыслением положений Дао дэ цзина: "Наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия" и "Наличие/бытие и отсутствие/небытие рождают (животворят) друг друга" (В§ 40, 2).
Творческий импульс этого диалектического единства у Ван Цзи выражало понятие "таинственной" ("сюань также термин Дао дэ цзина, см. СЮАНЬ СЮЭ) "жизненной пружины" (шэн цзи). Впервые разработанное даосами в трактате Чжуан-цзы понятие "пружины" (цзи1) как механико-органического импульса, первотолчка, он использовал для определения "благосмыслия", создающего "совершенномудрие" (шэн1).
В концепции "отсутствия/небытия" Ван Цзи сказалось влияние Ян Цзяня (12-13 вв.), в отличие от которого он, однако, трактовал "отсутствие/небытие" как активное и динамическое начало, то есть в некотором смысле "сверхбытие". Признание фундаментальной роли "отсутствия/небытия" и сопряженной с ним "пустоты/вместимости" (сюй), а также соответствующая проблематика и терминология сближали учение Ван Цзи с буддизмом и даосизмом, что он открыто признавал, в частности прямо идентифицируя "доведение благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) с буддийской самоподготовкой к внутреннему "просветлению".
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 .
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 432 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |