Энциклопедия Кольера - ватикан
Ватикан
Карта Ватикана
Флаг Ватикана
На карте ИталииВатикан имеет самые тесные связи с Италией, через которую проходит материальное обеспечение государства-города и поток посетителей. Двухколейная железнодорожная ветка протяженностью 275 м связывает Ватикан с сетью итальянских железных дорог. В 1932 был открыт отделанный мрамором вокзал. Ватикан имеет собственную конституцию, герб, флаг и другие символы государственной власти. Он чеканит собственную монету, имеет свою почтовую связь и свою радиостанцию. В Ватикане издается ежедневная газета "Оссерваторе романо", а также множество книг, преимущественно религиозного содержания.
История и государственное устройство. Так называемый римский вопрос возник из-за аннексии Папского государства правительством Италии в 1870. 11 февраля 1929 руководство Римско-католической церкви заключило в Латеранском дворце соглашения с правительством Италии о создании независимого государства-города Ватикан и об урегулировании его отношений с Италией. В качестве возмещения ущерба, нанесенного церкви с 1870, итальянское государство обязалось ежегодно выплачивать Ватикану 750 млн. лир наличными и 1 млрд. лир в 5-процентных государственных облигациях. Эти соглашения были ратифицированы 7 июня 1929. Новый конкордат между Италией и Ватиканом был заключен 18 февраля 1984. В Ватикане верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит папе. Конкретными административными делами занимаются губернатор и его чиновники. Для поддержания общественного порядка в распоряжении губернатора имеется служба охраны небольшой отряд карабинеров. В случае необходимости он может прибегнуть к помощи швейцарских гвардейцев личной охраны папы. Юридическую власть осуществляет местный трибунал. Более высокие судебные инстанции Высший церковный суд и Высший трибунал Апостольского суда. Хотя имеются сведения о направлении послов и приеме иностранных представителей уже в 4 в., официальный обмен дипломатическими представителями начался в 16 в. Внешние связи Ватикана осуществляются непосредственно от лица папы как главы Римско-католической церкви. В 1870 число государств, с которыми поддерживались дипломатические отношения, сократилось до четырех, а затем стало постепенно увеличиваться. В 1998 в Ватикане были аккредитованы послы 165 стран. Существует много папских представительств и постов за рубежом, включая нунциев, интернунциев и апостольских делегатов. Функции министра иностранных дел выполняет государственный секретарь в сане кардинала.
Архитектура. Папская резиденция в Ватикане, находившаяся по соседству со старым собором св. Петра, была возведена при папе Симмахе (498-514). Официальной резиденцией в Средние века был Латеранский дворец, и только в конце 14 в. папы окончательно переселились в Ватикан. В 1450 папа Николай V выдвинул идею о строительстве большого папского дворца непосредственно к северу от собора св. Петра, для чего последний предполагалось переместить. Однако папа умер, не дождавшись реализации этого замысла. В 1473 при папе Сиксте IV была возведена Сикстинская капелла, а при его преемнике Иннокентии VШ в северной части Ватикана был сооружен второй дворец, меньших размеров. Активное строительство развернулось при папе Юлии II (1503-1513) видном деятеле эпохи Возрождения. По проекту его главного архитектора Браманте, новый собор св. Петра должен был представлять в плане греческий крест и завершаться огромным куполом. Впоследствии Микеланджело заново спроектировал и построил купол. Браманте создал композицию Бельведера два длинных параллельно идущих крыла, связывавших дворцы пап Николая V и Иннокентия VШ и завершавшихся нишей. Этот проект, был полностью реализован лишь в конце 16 в., и в результате были объединены ранее разобщенные строения. Преемник Юлия II папа Лев Х (1513-1521) поручил Браманте построить лоджии крытые внутренние дворики, ныне известные под названием Лоджий Рафаэля. Они примыкают к главному дворцу с восточной стороны. Затем при Павле III (1543-1549) была пристроена капелла Павла по проекту известного архитектора Антонио да Сангалло. Там находятся последние крупные живописные шедевры Микеланджело: Обращение св. Павла и Мученичество св. Петра. Сангалло является также автором проекта большого зала приемов (Сала Реджа). При папе Сиксте V (1585-1590) длинный внутренний двор Ватикана был наполовину уменьшен за счет библиотечного флигеля, протянувшегося от одного крыла Бельведера до другого. Архитектором Джованни Лоренцо Бернини при папе Урбане VIII (1623-1644) был спроектирован монументальный парадный вход в собор св. Петра с мраморной лестницей и двумя колоннадами, окаймляющими площадь перед собором. Начиная с 18 в. архитекторы Ватикана занимались преимущественно созданием его музеев. Музей Пио-Клементино с собранием знаменитых античных статуй и мозаик разместился во дворце Иннокентия VIII. Новое крыло проложенное через двор Бельведера параллельно библиотечному крылу, было построено при Пие VII (1800-1823) для экспозиции коллекции античных статуй. Папа Григорий ХVI (1831-1846) основал Египетский и Этрусский музеи. По инициативе папы Пия XI (1922-1939) была создана картинная галерея (Пинакотека). Рядом с ней при папах Иоанне ХХIII (1958-1963) и Павле VI (1963-1978) было построено здание, где разместились ценные коллекции раннехристианских и римских предметов предметов материальной культуры, которые ранее экспонировались в Латеранском дворце. В 1971 в южной части Ватикана был построен новый зал папских аудиенций.
Сокровища искусства. Ватикан представлявляет собой крупнейшую сокровищницу произведений искусств. Многие из них это фрески, специально написанные на внутренних стенах дворцов. В галереях и внутренних двориках собраны шедевры живописи, скульптуры и других видов искусства. Среди сокровищ Ватикана выделяются фрески в Сикстинской капелле, написанные Микеланджело в 1508-1512 годах по заказу папы Юлия II. Здесь представлены сцены из библейской Книги Бытия от сотворения человека до его грехопадения. Они размещены в прямоугольных и треугольных ячейках, "поддерживаемых" рисованными пьедесталами и другими архитектурными элементами. Сотни монументальных фигур изображены в поразительном разнообразии движений и поз. Столь же глубокое впечатление производит фреска Страшный суд, завершенная Микеланджело в 1541. Она занимает всю алтарную стену. В отличие от красочных фресок на потолке, посвященных сюжетам Ветхого Завета, Страшный суд передает трагическую картину конца света. Хотя изначальные оттенки со временем сильно потускнели, все еще сохраняется композиция картины. В Сикстинской капелле представлены также другие замечательные произведения эпохи раннего Возрождения, созданные Перуджино, Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Пинтуриккио и Козимо Розелли. На этаже, расположенном над Сикстинской капеллой, размещены знаменитые станцы (комнаты) Рафаэля, которые расписывались по заказу нескольких пап. Сам Рафаэль творил при Юлии II и Льве Х. Работа была завершена при Клименте VII учениками Рафаэля. Фрески в этих станцах создавались в эпоху, когда Возрождение достигло своего расцвета: в Станце делла Сеньятура Афинская школа, Диспут и Парнас кисти Рафаэля, в Станце д' Элиодоро его же Изгнание Элиодора, Освобождение апостола Петра из темницы, Месса в Больсене, а в Станце дель Инчендио Пожар в Борго (завершена Джулио Романо и его помощниками) и Коронование Карла Великого папой Львом III. Дж.Романо вместе с другим учеником Рафаэля Дж.Ф.Пенни осуществил замысел Рафаэля по декорации самой большой из станц, Зала Костантина, фресками, воспроизводящими эпизоды из жизни императора Константина. В сводчатой галерее, или Лоджии Рафаэля, ученики и помощники Рафаэля по его рисункам расписали потолок сценами из Ветхого Завета (т.н. "Малой Библией Рафаэля". Впрочем некоторые историки искусства дают неадекватную оценку роли Рафаэля в декоративной системе Лоджий. Из других ватиканских фресок отметим работы Фра Анджелико, воспроизводящие сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия в капелле папы Николая V; покои папы Александра VI, известные как апартаменты Борджа, пышно расписанные Пинтуриккио сценами из священной истории и из языческих мифов; фрески из истории папства в Сала Реджа, созданные Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати и Федериго Дзуккаро и другими художниками. Фрески Ватиканской библиотеки, сюжеты которых частично навеяны росписями, обнаруженными во дворце императора Нерона; роспись потолка Зала Альдобрандинской свадьбы сценами из жизни Самсона, принадлежащая кисти Гвидо Рени, и фрески в капелле Сан-Бибиана, выполненные по заказу папы Урбана VIII живописцем 17 в. Пьетро да Кортона. Замечательные произведения искусства экспонируются в музеях Ватикана. В Пинакотеке собрана богатая коллекция картин эпохи Возрождения и Барокко. Здесь имеется три шедевра Рафаэля: Мадонна из Фолиньо, Успение Богородицы и Преображение, а также множество гобеленов, созданных по эскизам Рафаэля для Сикстинской капеллы с изображением деяний апостолов. Из других выдающихся произведений живописи выделяются Святой Иеремия Леонардо да Винчи, Пиета Джованни Беллини, Положение во гроб Караваджо, Мученичество св. Эразма Пуссена и мастерски написанное Распятие апостола Петра Гвидо Рени. Ватиканское собрание древностей одно из лучших в мире. Помимо богатой коллекции малых форм римского искусства, включающей стекло, резную слоновую кость, бронзу и мозаику, здесь представлены замечательные образцы римской живописи из раскопок Помпей и Геркуланума. Самые ценные из них т.н. Альдобрандинская свадьба и Одиссеевы пейзажи. Ядро ватиканских собраний древностей составляет Музей Пио-Клементино, где демонстрируется большинство статуй, собранных римскими папами. Некоторые из них стояли на вилле императора Адриана близ Тиволи и во дворце императора Нерона. Они послужили исходными моделями для скульпторов эпохи Возрождения, вдохновлявшихся античным искусством. Наиболее знаменит восходящий к 1 в. до н.э. Бельведерский торс, который копировался целыми поколениями мастеров эпохи Возрождения. Такую же ценность представляют скульптурная группа Лаокон, которую Микеланджело считал шедевром, и статуя Аполлона Бельведерского (вероятнee всего, римская копия греческой бронзовой скульптуры 4 в. до н.э.), вызывавшая восхищение в эпоху Возрождения. Музей Кьярамонти также обладает ценными археологическими коллекциями. В его галерее Лапидарио собрано множество древних надписей. В самом музее богато представлены римские статуи и особенно бюсты, в том числе прекрасный бюст Цицерона. Самые ценные в эстетическом отношении экспонаты сосредоточены в Браччо Нуово. Здесь выделяются Прима Порта Аугустус лучшее из сохранившихся изображений первого римского императора; великолепную статую Нила, воплощающую традиции эллинизма (древний бог рек предстает в виде гиганта, облепленного ватагой детей); прекрасную римскую копию Дорифора (копьеносца) Поликлета. Грегорианский музей посвящен египетскому и этрусскому искусству. Самые знаменитые сокровища этого музея статуя бога Марса из Тоди (4 в. до н.э.) и прекрасно сохранившаяся гробница Реголини-Галасси (7 в. до н.э.). Ватиканская библиотека насчитывает примерно 65 тыс. рукописей, 400 тыс. изданных томов, 100 тыс. географических карт и гравюр и свыше 100 тыс. единиц с автографами. В библиотеке действует выставка наиболее ценных и красиво оформленных изданий, хранящихся в Ватикане. Среди многочисленных старинных иллюстрированных книг имеются две рукописи 4 в. н.э. с поэтическими текстами Вергилия. Старинные рукописные тексты произведений Вергилия, Цицерона и Теренция служат первоисточниками для современных изданий этих авторов. Другие экспонаты библиотеки представляют собой авторские рукописи и письма таких известных деятелей Средневековья и Возрождения, как Фома Аквинский, Петрарка, Микеланджело, Рафаэль, Лютер и Генрих VIII; иллюстрации Боттичелли к Божественной комедии Данте; римский дневник Антонио да Сангалло; два шедевра византийского искусства Свиток Джошуа Ролла и Менологион Василия II; а также целый ряд изданий Библии (самая ранняя из них напечатана в середине 15 в. Гутенбергом), включая экземпляры самого маленького и самого большого формата. Ватиканские сады простираются к западу от Ватиканского дворца и ограничены крепостными стенами, возведенными разными папами начиная с эпох Возрождения и Барокко. В самой западной части садов находится летняя резиденция папы Льва XIII, где до 1936 располагалась Ватиканская обсерватория. Особо выделяется летняя резиденция папы Пия IV с красочными фресками внутри и изящной лепкой снаружи.
СОБОР СВ. ПЕТРА
ЛИТЕРАТУРА
Музеи Ватикана. Рим. М., 1974 Красиков А.А. Ватикан: история и современность. М., 1991
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1674 | |
2 | 1370 | |
3 | 1303 | |
4 | 602 | |
5 | 599 | |
6 | 513 | |
7 | 480 | |
8 | 468 | |
9 | 432 | |
10 | 430 | |
11 | 430 | |
12 | 416 | |
13 | 415 | |
14 | 409 | |
15 | 409 | |
16 | 401 | |
17 | 391 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 383 |