Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - буало-депрео николай
Буало-депрео николай
(Boileau-Despréaux) — французский поэт и критик, род. 1 ноября 1636 г. в Париже, получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом исключительно предался изящной словесности. На этом поприще он уже рано приобрел известность своими "Сатирами" (Пар., 1660). В 1677 году Людовик XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином, сохранив свое расположение к Б., несмотря на смелость его сатир. Лучшими сатирами Б. считаются 8-я ("Sur l'homme") и 9-я ("A son èsprit"). Кроме того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и т. д., отличающихся изяществом стиха; им недостает, однако, истинного поэтического порыва. Но выдающимся значением в истории французской литературы Б. обязан своей дидактической поэме в 4-х песнях: "L'art poétique", которая является наиболее полным выражением положений ложно-, или новоклассической, школы. Б. исходит из убеждения, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но, в то же время, прост и свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Б. пользовался недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой век и на всю поэзию XVIII ст., пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сантиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера), и в своем "Art poétique" создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным в французской литературе ("Законодатель Парнаса"). Таким же бесспорным авторитетом Б. являлся и в русской литературе конца XVIII ст. Наши представители псевдокласизма не только слепо следовали правилам литературного кодекса Б., но и подражали его произведениям (напр. сатира Кантемира "К уму моему" есть сколок "A son èsprit" Б.).
Своей комической поэмой "Le Lutrin" Б. хотел показать, в чем должен заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается скучными длиннотами. В старости Б. вмешался в очень важный для того времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов. Сущность спора заключалась в том, что одни доказывали превосходство новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда франц. писатели не превзойдут своих великих учителей. Б. вначале долго воздерживался сказать свое веское слово, но наконец выпустил в свет комментарии к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и франц. общество продолжало предпочитать самого Б. Горацию. Имя Б. обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера, с которыми его связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному характеру Б., в котором не замечается мелкая зависть к его знаменитым современникам. Наоборот, Б. первый защищал Расина, когда все напали на него за "Федру"; такую же поддержку он оказал Мольеру, угадав своим тонким критическим чутьем превосходство последних над популярной в то время, теперь забытой плеяде писателей вроде Шапелена и др. Нельзя не отметить в характере Б. еще одну черту — то, что вследствие увечья, случившегося еще в детстве, Б. никогда не знал женщин. Этим объясняется ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие теплых тонов в его поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер стиля. Б. † в Париже 13 марта 1711 г. Сочинения его издавались очень часто; из полных собраний самые лучшие: выпущенное им самим (Пар., 1701), затем издания Броссетта (Женева, 1716, 2 т.), Дону (Париж, 1809, 3 т., и перепечатка 1825, 4 т.), Сен-Сюрена (Пар., 1821, 4 т.), Берриа С.-При (1830—34, 4 т.), Жиделя (1869) и Пужула (Тур, 1870). Собрание его писем выпущено в свет Лавердэ под заглавием: "Boaleana" (Париж, 1858, 2 т.). См. D'Alembert, "Eloge de Despréaux" (1773); Brunetière, "Études critiques" (1880); Кирпичников, "История всеобщей литературы" (вып. 18).
Жиль Б., брат предыдущего, родился 22 октября 1631 г. в Париже, † там же 10 марта 1669 г., был адвокатом при парижском парламенте и казначеем городской думы. Его стихотворения напечатаны в "Recueil de quelques pièces nouvelles" (т. 1, Кёльн, 1887). Он перевел также "Энеиду Вергилия", "Эпиктета", "Диогена Лаэрция" и др., и эти переводы вышли в свет вместе с письмами к нему брата Николая Б.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1293 | |
2 | 1193 | |
3 | 1139 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 659 | |
9 | 654 | |
10 | 650 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |