Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - бурхан
Бурхан
монгольское слово, соответствующее санскритскому Будда; у буддистов-монголов обозначает изображения многочисленных их божеств, изготовляемые из разнообразных материалов и различными способами. Б. приготовляются у них из золота и серебра, из бронзы и меди, из глины, дерева и камня. Металлические Б. бывают литые и кованые; каменные Б. или вытесываются из камня, или высекаются на камне. Кроме того, распространены еще Б., рисованные на коже, бумаге, а чаще всего на полотне. Происхождение Б., как изображений божеств, буддисты относят к началу существования своей религии, и приготовление Б. считают заповедью самого основателя буддизма, Шакьямуни, первое изображение которого, по сказанию буддистов, дано было им самим и было изготовлено при его собственной чудодейственной помощи. С последовавшим за тем развитием учения о многочисленных перерождениях Будды, буддисты стали изображать и второстепенных будд и таким образом увеличили число своих священных изображений до того, что уже были не в состоянии дать каждому такому изображению отличительные признаки. Поэтому они были вынуждены разделить всех 1000 будд, о которых будто бы предсказал сам Шакьямуни, на пять разрядов и стали изображать каждых двести будд одинаково. Вместе с этим, по мере осложнения верований буддистов и с развитием буддийской космологии, появилось у них учение о множестве и разнообразии миров, населенных богами и полубогами, вследствие чего священные изображения буддистов значительно умножились.
Словом, изображения буддийских божеств (бурханы) столь многочисленны, что не только видеть их все, но и судить о каждом из них, по описаниям, едва ли возможно. Б. помещаются обыкновенно в буддийских кумирнях, известных у сибирских буддистов под именем "дацан" или "дасанг", а в Средней Азии — под именем "сумэ". В кумирнях они размещаются параллельно северной стене и самые главные из них ставятся за особыми жертвенными столами, на отдельных подставках, а иногда на самых жертвенных столах.
Лицом Б. обращены на юг, т. е. к дверям кумирни, и располагаются соответственно своей религиозной важности. В настоящее время буддисты-монголы всех своих Б. подразделяют на бурханов-успокоителей (аморлингой) и бурханов свирепых (докшит). Описание Б. той и другой категории, сделанное по хранящимся в казанской духовной академии фотографическим снимкам, изготовленным в Ташкенте и Семиреченской области, см. у Н. Остроумова: "Бурханы — священные изображения буддистов-монголов" (Казань, 1886; из "Православного Собеседника" 1886 г., кн. 9, 10 и 12).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1294 | |
2 | 1193 | |
3 | 1140 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 660 | |
9 | 655 | |
10 | 651 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |