Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - единодневные церкви

Единодневные церкви

иначе обыденные церкви церкви, которые сооружались по обету в один день для избавления от какого-либо общественного бедствия. Так как они строились по обету, данному целым городом, то они назывались также обетными и заветными; но не все обетные церкви были единодневными. Обыкновенными поводами к возведению Е. церквей служили моровые поветрия. Так, например, во время мора 1390 г. построили в Новгороде Е. церковь св. Афанасия и Кирилла Александрийских. По случаю моровой язвы 1417 г., известной под именем Анастасийского мора, сооружены в Новгороде три Е. церкви: св. Анастасии, св. пророка Илии и св. Афанасия. Исключением из общего правила служит церковь св. Андрея Стратилата в Новгороде, если справедливо мнение архимандрита Макария ("Археологическое описание Новгорода", I), что она выстроена в 1301 г. в память победы новгородского князя Андрея Александровича. Об Е. церкви в Шуе см. "Чтения в обществе истории и древности российских", 1893 г. кн. 3. Спешность и быстрота таких построек не допускали другого материала, кроме дерева, и часто вредили прочности здания. Иногда деревянные церкви скоро заменялись каменными. Иные из Е. церквей стояли, однако, весьма долго; так, например, церковь Происхождения Честных Древ в Новгороде, сооруженная в 1424 г., простояла до 1592 г., когда на месте ее построили церковь преподобной Марии Египетской. Согласно летописным описаниям, все население участвовало в постройке Е. церкви: одни таскали бревна "своими рамены", другие работали на лошадях. Вся постройка и самое освящение должны были быть кончены в одни сутки.

См. ст. графа Уварова в "Материалах для археологического словаря" ("Древности. Труды московского археологического общества", т. I, вып. 2, M., 1867).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины