Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - единство в драме
Единство в драме
Под эстетическим единством понимают согласование частей художественного произведения, т. е. такое их взаимное отношение, которым обуславливается эстетическое действие художественного целого. Это Е. составляет основной закон всякого художественного произведения; но философия искусства во все времена занималась вопросом о единстве преимущественно в драме, как в сложнейшем роде искусства. По Аристотелю, задача драмы — воспроизведение законченного, составляющего одно целое действия. Всякое целое — рассуждает автор "Поэтики" — имеет начало, середину и конец. Началом называется все то, что, по веским причинам, не может иметь места после чего-либо другого; концом называется то, что, по естественному порядку вещей, имеет место после чего-либо другого; середина, в таком случае — то, в чем одновременно кончается начало и начинается конец. Правильно составленная драматическая фабула ό μΰθος) не может начаться или кончиться на любом моменте, но должна удовлетворять требованиям начала, середины и конца, или, что одно и то же, — закону Е. действия. Из закона Е. действия Аристотель выводит последовательно все правила, касающиеся техники драмы (Е. действия он считает законом также и эпоса, указывая тем на родство обоих родов литературы). Понятие Е. действия не было правильно понято позднейшей литературной критикой. Французские эстетики XVII в., с Буало во главе, вычитали у эллинских классиков-драматургов требования еще нескольких Е., на которые у Аристотеля нет никаких прямых указаний (см. Драма). Создавая теорию нескольких Е. — времени, места, лица, — французские критики забыли о внешних условиях античного театра. В этом театре не было резкой пограничной черты между зрительной залой и сценой; хор был сначала настоящим народом и, следовательно, зритель — актером. Естественно, что действие старейшей эллинской драмы начиналось и кончалось в тот же день и в том же месте; этот прием позднейшие драматурги усвоили по традиции, весьма удобной ввиду несовершенства древнегреческого декорационного и режиссерского искусства. Так как понятие Е. лица довольно близко подходит к понятию Е. действия, то это Е. удержалось в литературе несколько долее, чем Е. времени и места, устаревшие вместе с трагедиями Корнеля и Расина. Лессинг, указывая на разницу между античной и современной драмой, предъявлял к последней требование, независимо от Е. действия, также и Е. лица, ссылаясь на английскую литературу (хотя Шекспир часто допускает равноправное участие в фабуле двух главных героев — например Отелло и Яго — да и Аристотель уже заявил в "Поэтике", что "действие становится единым не оттого, что вращается вокруг одного лица"). Современная драматическая критика довольствуется требованием лишь одного, общеэстетического Е., которое в драме есть Е. действия. Литературу — см. Драма.
Вс. Ч-н.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907