Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - филодем
Филодем
(Φιλόδημος, Philodemus) — известный греческий эпикуреец, уроженец г. Гадар (в Койлесирии), современник Цицерона; жил в Риме и был другом Пизона, против которого Цицерон произнес дошедшую до нас речь. В этой речи Ф. характеризуется как широко образованный человек, философ и талантливый поэт, проводящий в теории тот катехизис эпикуреизма, который на практике осуществлял Пизон. "Если кому и вздумается порицать Ф., — говорит Цицерон, — то не сильно и не как человека циничного, бесчестного и наглого, а как истого грека (в дурном значении слова = Graeculum), как льстеца, как поэта". Далее Цицерон восклицает: "по просьбе, по приглашению, по принуждению, Ф. очень много написал ему (Пизону) и о нем, изобразив в весьма изящных стихах все страсти этого человека, все его похождения, всевозможные обеды и пиры и, наконец, все его любовные связи". Значительное число эпиграмм (больше 30) дошло до нашего времени с именем Ф. в сборнике Палатинской антологии; по изяществу формы и остроумию они вполне заслуживают того отзыва, который дал о поэзии Ф. Цицерон. О философских произведениях Ф. новая филология почти ничего не знала до 1793 г., когда в Неаполе было предпринято издание так называемых "Herculanensia volumina" (с 1793 до 1876 г. вышли два сборника, по 11 томов каждый; существует также оксфордкое издание, в более исправленной редакции, вышедшее в 1824—1825 г. в двух частях). В этих папирусах сохранились в весьма испорченном виде отрывки, местами значительные, сочинений Ф. о музыке, о пороках и противоположных им добродетелях, о риторике, о поэтических произведениях, о свободе слова, о богах, о смерти, о благочестии, о богатстве, об Эпикуре, об умозаключениях индуктивных и по аналогии и др. Вследствие плачевного состояния, в котором дошли до нас наполовину обуглившиеся свитки с разрозненными частями названных сочинений, критика смогла восстановить лишь до известной степени их текст, план, характер и содержание (литература об этих volumina приведена у Ueberweg-Heinze, "Grundriss der Geschichte der Philosophie des Altertums", 8 изд., В., 1894, стр. 276 и след.; см. также W. Christ, "Geschichte der Griechischen Litteratur bis auf die Zeit Justinians", Мюнхен, 1898, 3 изд., стр. 583 и 584 = VII т. "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft", Iw. Muller'a). В отрывках сочинения о музыке Ф. исследует вопрос о практическом ее влиянии, полемизируя со стоиками, которые музыке придавали большое значение, оспаривая значение музыки в области религии и в жизни, и утверждая, что древние музыки не ценили, Ф. доказывает, что она действует на чувства, но не на душу и нравственное состояние человека. В сочинении о пороках и противоположных им добродетелях речь идет о том, как должен устраивать свою жизнь мудрец. Считая богатство важным источником человеческого благополучия, Ф. учит, как с помощью его быть счастливым. Лучшее употребление из богатств делает, по Ф., тот, кто предлагает их к услугам приятных людей и мудрецов, подобно тому как Эпикуру служили своими богатствами его ученики и друзья. Изложив, в чем состоит истинная дружба и щедрость, Ф. осуждает скупых людей и плохих домохозяев, рекомендуя некоторые положения из сочинений Феофраста и Ксенофонта по экономике. В сочинении о риторике Ф. полемизирует с защитниками ораторского искусства, доказывая, что оно мало содействует развитию духа и сердца, и разбирает вопрос о влиянии риторики на политику и о взаимном отношении риторики, философии и политики. Дошедшие до нас отрывки сочинений Ф., являясь весьма ценным источником для знакомства с эпикурейской философией, по стилю оказываются далеко не столь совершенными, как его антологические стихотворения. Ср. Preller, ст. Philodemos в "Allgemeine Encyklopaedio der Wissenschaften und Künste" Эрша и Грубера (Лпц., 1847, III отд., 23 ч., стр. 345 и след.).
Н. О.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907