Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - фишер фридрих теодор
Фишер фридрих теодор
фишер фридрих теодор (Friedrich-Theodor Visher) — знаменитый эстетик (1807—1888). В 1844 г. назначен ординарным профессором эстетики в Тюбингене; в 1845 г. был на два года устранен за свободомыслие от преподавания; в 1848 г. был избран в германский парламент; позже был профессором в Цюрихе, снова в Тюбингене и в Штутгарте, в политехническом институте. Лекции его по литературе и эстетике производили сильное впечатление (см. Ilse Trapan, "Vischer-Erinnerungen", Штутг., 1889). Φ. был учеником Гегеля, другом Целлера и поэта Мэрике; с Штрауссом, товарищем его по ученью, он разошелся (ср. G ü nthert, "Friedrich-Theodor Vischer"). Главнейшие сочинения Ф.: "Aesthethik oder Wissenschaft des Sch ö nen" (6 тт., Лпц., 1846—57), "Kritische G ä nge" (Тюбинген, 1844—73, 6 ч.); роман "Auch einer" (Штутгарт, 1879; во второй его части изложено пантеистическое миросозерцание Ф.); эпическая поэма "Der deutsc he Krieg 1870—1871"; "Lyrische Gä nge" (1882). Оставаясь в эстетике на почве гегелевских идей, Ф. дополнил и кое-где исправил гегелевскую эстетику. Особенно замечательны анализ идеи прекрасного самой по себе и попытка вывести из нее различные виды прекрасного. Прекрасное есть идея в ограниченном явлении. Искусство имеет своей задачей придать субъективно прекрасному объективность. Хотя прекрасное и состоит в идее, однако идея осуществляется тем совершеннее в искусстве, чем совершеннее форма, в которую она отливается; поэтому Ф. мог сказать: "Красота есть чистая форма". В делении искусств Ф. несколько отступает от Гегеля; основания для деления он ищет в "внутренней чувственности фантазии". Фантазия частью связана явлением, частью же совершенно свободное внутреннее явление; есть еще и средняя сфера деятельности фантазии, между состоянием связанным и свободным — это сфера звука. Таким образом Ф. получает 3 области фантазии: сфера деятельности глаза, сфера деятельности слуха (музыка) и совершенно внутренняя и свободная деятельность фантазии (поэзия); первая сфера в свою очередь распадается на архитектуру, пластику и живопись, так что в результате получается 5 искусств. О Ф. см. Лотце, "Geschichte der Aesthetik in Deutschland".
Э. Радлов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1294 | |
2 | 1193 | |
3 | 1141 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 660 | |
9 | 656 | |
10 | 651 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |