Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - гвебры
Гвебры
гебры или парсы (Parsis) — персияне, последователи учения Заратустры (Зороастра). Большинство их живет теперь в Индии, куда они эмигрировали в конце VII или начале VIII в. после завоевания Персии арабами. В Бомбейском президентстве их более 80000 человек (во всей Индии около 100 тысяч). Занимаясь промышленностью и торговлей, они, вообще, отличаются зажиточностью: многие имеют банкирские конторы в Бомбее и других городах; большинство их носит европейский костюм, за исключением только своеобразной шапки. Их первоначальный язык — пехлеви, — старое наречие персидского, на котором написаны их молитвы и религиозное учение, но теперь этот язык известен только немногим из высших духовных, тогда как масса говорит на местном индостанском языке, гуджерати (большинство — также по-английски), и не понимает смысла своих молитв. Г. почитают Солнце и Луну, остерегаются тушить огонь грешным дыханием, верят в загробную жизнь — в раю Ормузда или аде Ахримана — и хоронят умерших, выставляя трупы в "башнях молчания" на съедение грифам и коршунам. Собственно гвебры — это те последователи учения Заратустры, которые остались в Персии. Их не более 10000, большинство в Иезде, часть — в Кермане. Положение их здесь долгое время было более угнетенным и унизительным, чем в Индии; они не могли даже вести торговлю и занимались садоводством и разведением хлопка. Но, получив большую свободу, они скоро захватили в свои руки торговлю шелком, опиумом и т. д. и основали комиссионные и банкирские конторы. Персидские Г. также забыли свое прежнее наречие и говорят современным персидским языком, усвоив себе и некоторые обычаи мусульман. Но они по-прежнему чтут огонь, повторяют старые молитвы и сохраняют старинные обряды. Тип их красивый, как и индийских парсов; их считают наиболее чистыми представителями древнего иранского типа, с длинной, долихоцефалической формой черепа. Гвебры упоминаются иногда в числе русских инородцев, так как некоторое число их поселилось в Баку в XVII веке, еще при персидском владычестве. Здесь, в 12 верстах к востоку-северо-востоку от Баку, на Апшеронском полуострове, к югу от селений Балахан и Сурахан, на берегу соленого озера последователи Зороастра воспользовались выходящим из земли и легковоспламеняющимся газом, чтобы, сделав над ним постройку, превратить ее в храм огня. Устроен был этот храм, однако, не персидскими гвебрами, а индийскими парсами, которые посещали в прежнее время с торговыми целями Баку, Шемаху и Дербент. Мало-помалу, однако, особенно с завоеванием края русскими, приезд парсов прекратился и при храме оставалось лишь несколько парсов-индусов живших подаянием. С течением времени вымерли и они, священный огонь потух и остались только развалины постройки в индийском стиле. (см. рисунок к ст. Баку).
Д. Анучин.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1294 | |
2 | 1193 | |
3 | 1141 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 660 | |
9 | 656 | |
10 | 651 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |