Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - херувимы

Херувимы

херувимы

один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Свящ. Писании. Отцы церкви усвояют, обыкновенно, херувимам место второго чина первой степени (серафимы, X., престолы). Самое подробное описание X. находится в 1 главе книги пророка Иезекииля. В первый раз слово "херувим" встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании прародителей из рая (III, 24): херувим с пламенным мечом поставлен был у сада эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в храме Соломоновом изображения X. были помещены не только в святилище, но и во святом святых; поставление двух X. над Ковчегом завета с преклоненными к ковчегу лицами свидетельствовало, что X. удостоены особенной близости к Богу (ср. Псал. LXVI, 2; CIII, 29; Иезек. XXI, 2 и др.) и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения (1 Петр. I, 12). На высшее место X. в ангельском мире указывают также те места Свящ. Писания, в которых говорится, что Всевышний восседает на X. (1 Цар. IV, 4; Псал. XVII, 11; Исайи XXXVII, 16 и др.). В Апокалипсисе X. изображаются, как и у пророка Иезекииля, в виде шестикрылых животных, усеянных по всему телу очами; они обитают на небе пред престолом Божиим и непрестанно днем и ночью взывают: "Свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет" (Апокал. IV, 1 — 8). X. окружены на небе бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов (Апокал. V, 11; VII, 9 — 11); последние занимают в отношении X. подчиненное, служебное положение (ib. XV, 7). Находясь в ближайшем общении с Богом, X. отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу (Евр. IX, 5).

См. еписк. Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (т. III, Киев, 1885); "Миссионерское Обозр." (1900, сентябрь).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (евр. "керуб", множественное число "керубим"), крылатые существа, упоминаемые в Библии. Судя по скудным свидетельствам, разбросанным в Писании, они, по-видимому, напоминали ассирийских и вавилонских крылатых львов с человеческими головами, которые охраняли входы во дворцы и храмы. В Сирии и Палестине обнаружены многочисленные изображения царей, восседающих на троне, поддерживаемом херувимами; эти изображения в большинстве датируются 1200-800 до н.э. Хотя такие изображения могли вызвать к жизни вполне определенное представление о херувимах и их облике, библейские авторы говорят о них как об одушевленных существах, ангелах. В Писании херувимы предстают в роли стражей дерева жизни (Быт 3:24); они осеняют крыльями крышку ковчега завета место видимого присутствия Бога в скинии и во храме; Бог изображается мчащимся по небу на херувимах (2 Цар 22:11) и восседающим между херувимами или над ними (1 Цар 4:4); Иезекииль видит херувимов с ликами человека, льва, быка и орла (Иез 10:10 и сл.). ...
Энциклопедия Кольера

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины