Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - иордан федор иванович

Иордан федор иванович

иордан федор иванович

один из лучших русских граверов, сын придворного обойщика (1800—83). Был воспитанником Имп. акад. худ. и, после десятилетней общей артистической подготовки, определен (в 1819 т.) в гравировальный класс, в ученики к Н. И. Уткину. Получив от академии малую и большую серебряные медали за успехи в рисовании с натуры, в 1824 г. он окончил свое академическое образование с званием художника XIV класса и малой золотой медалью, за гравюру с картины П. И. Соколова: "Меркурий усыпляет Аргуса". Будучи оставлен при Академии, И. занялся исполнением гравюры с картины А. Лосенки: "Умирающий Авель", как программой на получение большой золотой медали. Удостоенный ее, в 1829 г., он отправлен в чужие края, учился в Париже у известного гравера Ришома; когда же вспыхнула июльская революция 1830 г., перебрался в Лондон и занимался там гравированием крепкой водкой у Раймбаха, акватинтою у Бентлея и гравированием на стали у Дж.-Г. Робинсона. В 1834 г., в Риме, занялся изготовлением рисунка со знаменитой картины Рафаэля: "Преображение", которую, по совету К. Брюллова, задумал воспроизвести в гравюре огромного размера. Этому предприятию И. посвятил 12 лет непрерывного, настойчивого труда. Лишь только появились первые оттиски Иордановской гравюры, римские знатоки искусства единогласно признали, что русский мастер превзошел в ней своих предшественников по истолкованию красот творения Рафаэля, выказав добросовестное изучение оригинала, превосходный рисунок и ученый, классический прием резца; несколько позже, за эту же работу, Берлинская, Флорентийская и Урбинская академии признали его своим членом, а Имп. акад. худ., еще перед тем (в 1844 г.) наградившая его званием академика за рисунок для этого эстампа, по возвращении его в отечество, в 1850 г., присудила ему титул профессора. Вскоре после того И. взялся за второй важнейший труд своей жизни — за большую гравюру с картины А. Егорова: "Истязание Спасителя". В 1855 г. занял место профессора-преподавателя в гравировальном классе Академии, сделавшееся вакантным по смерти С. Галактионова, и назначен помощником хранителя эстампов и оригинальных рисунков в Эрмитаже; после же кончины Н. И. Уткина, в 1860 г., сделался и хранителем этой части Имп. музея. В 1871 г. занял в академии пост ректора живописи и ваяния, а с 1876 г. получил в свое заведование состоящее при ней мозаичное отделение. Преклонный возраст и служебные обязанности не мешали ему заниматься гравированием почти до самой его кончины. Из произведений И., важнейшими, сверх вышеупомянутых, должно признать: "Мадонну с покрывалом", с Рафаэля (1833), "Богоматерь, скорбящую над телом Спасителя", с Чиголи (1834), и портреты имп. Александра II (1875), Державина (1861), самого Иордана (1871), вел. кн. Владимира Александровича (1881), игумена Валаамского м-ря Дамаскина (1878) и, наконец, трех корифеев русской живописи: Егорова, Левицкого и Шебуева (1883: последний труд художника).

Ср. Н. Собко и Д. Ровинский "Жизнь и произведения Ф. И. И." ("Вестн. Из. Иск.", т. II).

А. С—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины