Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - кульман квирин
Кульман квирин
(Kuhlmann) — мистик, род. в 1651 г. в Бреславле, в семье купца-лютеранина. Религиозное настроение К. сказалось уже в первых его стихотворениях, написанных когда ему еще не было и 15 лет. Познакомясь в Голландии с сочинениями Иакова Бема (см.), он сделался убежденным последователем его теософии и развивал ее в своем сочинении "Neubegeisterter Böhme" (1674). Восполнение теософии Бема К. нашел в пророчествах чешских хилиастов — Христофора Коттера, Николая Драбика (Драбиция) и Христины Понятовской. Путем разного рода выкладок и толкований своего имени К. пришел к убеждению, что он призван проповедовать о близком падении "Вавилона" и наступлении "иезуелитского царства". В 1678 г. К. прибыл в Константинополь, для обращения турок в христианство, но, по-видимому, не добился свидания с султаном, который приказал дать ему сто ударов по пятам. Позже К. скитался по Англии и Голландии, работая над своим "Прохладительным псалтырем" (Kühl-Psalt, Амстердам, 1684-86). Здесь он встретился с живописцем Отто Гениным; отец которого был служилым человеком в Москве. От него К. узнал о "северном народе" и составил обращение к моск. царям, основанное на пророчествах Драбяка; оно издано под заглавием: "Drei und Zwanzigstes Kühl-Jubel ausz dem ersten Buch des Kühl-Salomons an Ihre Czarische Majestaten" (Амстерд. 1687). После неудачных попыток доставить это воззвание моск. царям через Отто Генина, отправившегося в Москву, К. в апреле 1689 г. сам прибыл туда и с восторгом встречен был последователями Бема, жившими в немецкой слободе; главным его поклонником сделался купец Кондратий Нордерман. Пастор лютеранской церкви в Москве, Иоахим Мейнеке, ввиду сильного брожения, вызванного в немецкой слободе приездом К., обратился за защитой к патриарху. Московскому правительству сделалось известно и о воззвании К. к царям, в котором усмотрели политический замысел. К. и Нордерман были взяты в посольский приказ; несмотря на жестокие пытки; они не отказались от своих упований. 4 октября 1689 г. К. и Нордерман, как еретики, были в Москве сожжены в срубе. Некоторые писатели, хотя и без достаточного основания, приписывают проповеди К. влияние на возникновение наших духоборческих учений. Н. С. Тихонравов напеч. в "Русском Вестнике" 1867 г. №№ 11 и 12 монографию о К., которую затем значительно дополнил для отдельного издания, не вышедшего, однако, в свет; с дополненного экземпляра сделан немецкий перевод пастором Фехнером (Рига, 1873). Подлинное розыскное дело о К. (которое у Тихонравова имелось в неполной копии) напеч. Д. Цветаевым в " Чтениях Общества Истории и Древн. России" (1883 г., кн. З).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1293 | |
2 | 1193 | |
3 | 1139 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 659 | |
9 | 654 | |
10 | 650 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |