Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - моментальное фотографирование
Моментальное фотографирование
За последние годы благодаря выработке способов изготовления фотографических пластинок большой чувствительности М. фотографирование получило значительное распространение как в среде фотографов любителей, так и в многообразных деловых и практических применениях. Для любителей фотографии и художников главное преимущество М. фотографирования заключается в живости и естественности тех сцен, которые стали доступны для фотографирования в их свободном ходе, без той натянутости, к которой принуждали прежние способы, и, кроме того, имеет большое значение удобство и портативность применяемых для М. фотографирования аппаратов. Однако для успешного применения М. фотографирования следует не упускать из вида следующие обстоятельства: достаточность освещения снимаемого предмета и степень моментальности, соответствующую устройству данного аппарата и быстроте движения объекта. Что касается достаточности освещения, то днем и под открытым небом, вообще говоря, свету вполне достаточно для М. фотографирования при помощи обыкновенных в практике аппаратов, в закрытом же помещении М. фотографирование (без помощи описанного ниже искусственного освещения) весьма затруднительно. Степень моментальности должна соразмеряться (кроме упомянутой выше силы самого освещения) со светосильностью объектива (см.), с чувствительностью пластинок (см. Пластинки фотографические) и со скоростью движений снимаемого предмета. Чем больше скорость объекта или его частей (напр. рук, ног и т. п.), тем короче должна быть поза для получения сравнительно резких их очертаний на пластинке. Скорость съемки, применяемая в ручных любительских аппаратах, колеблется обыкновенно от 1/10 до 1/50 доли секунды, что дает возможность снимать с достаточной резкостью все обыкновенные житейские сцены: небыстрый бег лошади, идущих, работающих или разговаривающих людей и т. п. Для получения более резких изображений быстро двигающихся предметов время позы должно быть значительно сокращено. В этих случаях следует применять усовершенствованные затворы, позволяющие уменьшать время съемки до 1/100, 1/200 и даже 1/400 доли секунды. Даже две первых из приведенных скоростей могут вполне удовлетворить фотографа-любителя, давая возможность получать сравнительно резкие снимки быстро скачущей лошади, идущего поезда или яхты и т. п. Однако для некоторых применений фотографии скорость съемки приходится еще и значительно увеличивать. Как на пример таких применений укажем на работы французского ученого Марея (Marey), много содействовавшего своими трудами изучению движений человека и животных, полета птиц, насекомых и т. п. при помощи, как он выражается, "хронофотографирования". Для получения ряда хронофотографических снимков исследуемый предмет движется между аппаратом и черным экраном, в то время как отверстие объектива этого аппарата при помощи быстро вращающегося диска с прорезью то на краткое время открывается (при прохождении прореза), то снова закрывается плоскостью этого диска, затем вновь краткое мелькание прореза, новое закрытие и так далее. Обычная скорость снимания хронофотографий 1/500 доля секунды, с промежутком между позами в 1/10 долю секунды. На прилагаемой здесь табл. приводятся некоторые из снимков Марея, изображающих последовательные позы бегущего и прыгающего человека, летящего гуся и пчелы.МОМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ. 1. Моментальный снимок бегущего человека. 2. То же прыгающего человека. 3. То же летящего гуся. 4. То же летящей пчелы.
Для съемки этого последнего рисунка (пчелы), как и вообще для насекомых, Марей употреблял скорость в 1/25000 долю секунды. Быструю съемку с временем позы в 1/10000 долю секунды применяли и к сниманию летящего ядра, получив вполне удовлетворительные результаты, но тут потребовались аппараты особого устройства и значительной сложности. Кроме описанного М. фотографирования при дневном свете, существует еще способ М. фотографирования при помощи так называемых вспышек магния, причем моментальность съемки достигается не затвором, а мгновенностью самого света, при помощи которого получается изображение. По быстроте и яркости эти вспышки напоминают блеск молнии. Вспышку магния можно производить двояким способом: или в бесцветное пламя горящего спирта при помощи особого приспособления быстро вдувается 1/10 — 1/4 доля гр. порошкообразного металлического магния, который при своем сгорании и дает вспышку, подобную молнии, — или порошкообразный магний смешивают с различными солями, образующими с ним род взрывчатого порошка и, поджигая затем небольшую порцию этой смеси, получают маленький, почти беззвучный взрыв, причем блеск его достигает большой силы. В этом последнем случае хорошие результаты дает смесь, рекомендованная Гедике и Мите; она состоит из 6 весовых частей бертолетовой соли, 3 частей магния в мелком порошке и 1 части сернистой сурьмы (антимония). Хорошо измельченные порошки осторожно смешивают деревянной палочкой до полной равномерности. В виде смеси эти порошки делаются уже легко взрывчатыми от случайных нагреваний и вообще требуют осторожного обращения, хотя при этом условии вполне безопасны. Снимание при помощи вспышек производится обыкновенно ночью или вообще при отсутствии другого света. Аппарат наводится на фокус при помощи зажженной свечи, которую для наведения ставят вблизи снимаемого предмета, а затем убирают. Когда фотографический аппарат готов к действию, отверстие объектива заблаговременно отворяют и производят вспышку. Для производства вспышки прямым сжиганием магния (см.) лампочки устраиваются обыкновенно весьма просто: в пламя спиртовой горелки вводят изогнутую кверху металлическую трубку, в которую предварительно всыпают 1/10 — 2/10 гр. порошкообразного магния; к этой трубке с другого конца присоединяют резиновую трубочку, а самое вдувание производится при помощи сжимания резиновой же груши, соединяемой со свободным концом резиновой трубочки. При этом способе лучше употреблять 2—3 лампочки одновременно, для чего резиновые трубочки от всех лампочек присоединяются к одной общей груше, сжиманием которой и производится одновременная вспышка. Общее количество магния во всех лампочках должно быть не менее 1/4 гр. и расстояние каждой из них от снимаемого предмета от 1 до 1 1/2 метр. Чтобы свет вспышек не попадал прямо в отверстие объектива, со стороны аппарата ставятся картонные или жестяные экраны. При употреблении смеси ее следует брать в количестве от 1 до 3 гр. для снимания кабинетных карточек с 1—2 человек. Смесь насыпается кучкой и поджигается фитилем. При снимании ставятся такие же экраны, как описано выше, и самую вспышку располагают также в 1 — 1 1/2 метр. от объекта. Чтобы не происходило при этом слишком резких теней, с теневой стороны ставят рефлекторы. Время вспышки магния в пламени спирта около 1/7 доли секунды, тогда как смесь сгорает в 1/20 — 1/60 долю секунды. Особенно хороши результаты при работе со смесью, так как человек не успевает даже закрыть глаз и сдвинуться с места, что обыкновенно делается невольно при блеске вспышки и иногда портит результаты при работе со спиртовыми лампочками. Для достижения хороших результатов при М. фотографировании на дневном свете полезно узнать, с какой быстротой работает имеющийся под рукою затвор, т. е. проверить степень моментальности, с которой рассчитывают производить фотографирование. Из многих существующих способов опишем два простейшие. А) На малое колесо токарного станка надевается черный диск с прикрепленной около окружности его пуговицей или другим блестящим предметом. Против диска устанавливают камеру с испытуемым затвором и вставленной чувствительной пластинкой. Сбоку камеры зажигают ленту магния так, чтобы отражение ее пламени в пуговице давало яркую точку. Затем приводят токарный станок в равномерное вращение, замечая, сколько оборотов в секунду делает большое колесо, — и производят съемку пуговицы. Изображение пуговицы на пластинке получится в виде дуги круга. Тогда, измерив, какую долю от окружности составляет снятая дуга, и зная отношение между окружностями малого и большого колеса станка, а также замеченное число оборотов в секунду, вычисляют быстроту действия затвора. В) Испытуемый аппарат ставят перед вертикально укрепленной черной доской, на которой наносятся белой краской деления на футы и дюймы, начиная с 0 наверху и до 10 фт. внизу. Аппарат ставится так, чтобы 8-й фт. приходился в середине пластинки. Тогда около доски (между ней и аппаратом) с высоты цифры 0 позволяют свободно падать маленькому свинцовому шарику, окрашенному в белый цвет, и, когда он будет пролетать примерно около 6—7 фута, производят съемку. Шарик изобразится на пластинке в виде белой черты. Измерив по шкале длину этой черты и зная, на каком расстоянии от 0 она находится, по общей формуле для свободно падающих тел легко находится время позы. О новом применении М. фотографирования к так называемой живой фотографии см. Синематограф.
В. Д. Менделеев. Δ.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1294 | |
2 | 1193 | |
3 | 1141 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 660 | |
9 | 656 | |
10 | 651 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |