Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - огонь живой
Огонь живой
огонь живой
— так называют О., произведенный путем трения двух кусков дерева. В Галиции такой О. называют божьим. Древнейший способ добывания О. (см.) получил религиозное значение и до сих пор удержался в народных обрядах. В горных местах Галиции пастухи, выгнав впервые весной скот в поле, разводят живой О. и молятся при этом, читая "Отче наш" и др. молитвы. В России, местами, живой О. требуется для зажигания купальских костров, для перегона скота во время эпидемий. То же было и в Германии в старое время. У римлян, если О. Весты угасал, жрецы наказывали дев оберегательниц, и для получения нового О. сверлили кусок предвещающего счастье дерева. Как культурное переживание живой О. весьма распространен у современных болгар. Поверья и обряды, связанные с живым О., представляются, большей частью, обломками древних культов О., выразившихся у индусов в гимнах Ригведы, у иранцев — в Зенда-весте, у греков — в учениях Фалеса, Гераклита и Эмпедокла, у римлян — в культе Весты.См. Kuhn, "Herabkunft des Feuers"; Афанасьев, "Поэтич. воззрения славян на природу" (II) — в обеих книгах господствует мифологическая точка зрения; более ценное сочинение Тейлора, "Доисторический быт человечества и начало цивилизации" (стр. 308-353); Овсянико-Куликовский, "К истории культа О. у индусов в эпоху Вед".
Н. Сумцов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1282 | |
2 | 1181 | |
3 | 1117 | |
4 | 1110 | |
5 | 896 | |
6 | 705 | |
7 | 660 | |
8 | 651 | |
9 | 648 | |
10 | 641 | |
11 | 613 | |
12 | 610 | |
13 | 605 | |
14 | 599 | |
15 | 590 | |
16 | 583 | |
17 | 581 | |
18 | 562 | |
19 | 542 | |
20 | 535 |