Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - оппман артур

Оппман артур

оппман артур

(Oppman) — выдающийся польский поэт, пишущий под псевд. OrOt. Род. в 1867 г.; учился в Варшаве, редактирует "Wędrowiec". Мягкий по натуре, уравновешенный, склонный к мечтательности и слезливости, изящный в своей тоске, О. заметно выделяется среди энергичных, стремящихся к абсолюту или влюбленных в себя молодых польских модернистов. Его нежные и ласкающие стихи, задушевные и жалобные песни не открывают новой области мысли и чувства. О. поет лишь о том, "как шумит печальный лес, когда его будит дрожащая песнь, когда с него падают листья от ветра"; "как вздыхает полевой цветок, напоенный кровавой росой, окутанный тенью и мглой"; "как ангелы летят в небесный край бриллиантовых звезд и несут к Богу скорбь из печальных хат" и т. под. ("О, graj"). Он не борется с враждебной людям стихией и покорно верит в приход благоуханной весны, "королевы с улыбкой на устах", которая прогонит зиму. Поэтому "напрасно по полям мечется вихрь и своей унылой песнью пугает людей": они чуют, что близок день весны ("Z tematów ludowych"). Когда О. подражает модернистам, его стих, при всей красоте, звучит фальшью. "Я вырву его из солнечной страны прежде, чем он заблестит в светлом кругу звезд! Я буду рвать тело ребенка, дух юноши! Под натиском моих жадных когтей порвется нить возвышенных мечтаний" ("Demony"). В общем, лирика О. напоминает "чистый, благородный, тонкий и нежный тон скрипки" или же "альбомные стихи барышень" (В. Фельдман). В эротических стихотворениях О. женщина представлена "каким-то белым ангелом", а мужчина всегда клянется, что "без нее был бы живым трупом". Наиболее характерные для О. произведения — "Варшава в рифмах" и "Stare Miasto. Obrazki z niedawnych lat" (1892 и 1903), с идеализацией местной старины, с тяготеньем к средневековой эпохе и цельным, мощным ее натурам. Картины "Стараго Мяста" больше всего напоминают виды допетровской Москвы Ап. Васнецова: та же верность археологии, отсутствие фантазии, влюбленность в архитектурные формы. Сравнительно с аналогичными произведениями В. Гомулицкого, у О. нет исторического драматизма, яркой пластики, глубокой психологии. Свои "Старосветские" песни О. посвящает "сердечной тихой подруге", с которой соединена вся его жизнь. "Когда в осенние сумерки стихал шум городской толпы, над домами подымался серп месяца и фантастически серебрил Старое Място", то "каждый камень говорил их сердцам"; "песня старых заборов, шум серебряной Вислы, вера простых сердец" с раннего детства проникали в душу поэта, и он "воспевал стародавние дела, будил давно уснувшие тени" ("Ofiarowanie"). Старый костел живет для О. полной жизнью: из-под его сводов "несется дух былого, встают истлевшие кости из саркофагов, а печальный ангел тоски, поэт ангелов, рассыпает цветы воспоминаний, мистические розы сердец". Из гробов поднимаются блестящие рыцари, сенаторы в красных мантиях, спесивый ратман, "златоустый" Скарга ("Fara"). Лучшее произведение О. в том же роде — стихотворная "Kronika mieszczańska о Malchrze Gąsce, rajcy warszawskim, о pięknej Zofce, córce Gąskowej, и о piórkosie z Francyej — historya wielce žałosna" (1903). Выдержанное настроение "жалостной гистории" XVI века, образный и архаичный язык гармонируют с эпическим тоном повести о прекрасной горожанке Зофке, соблазненной французским щеголем и убитой отцом, советником из славного рода Гонсков. Такого же характера "Z teki Jana Olszewskiego miłośnikom pamiątek, z wierzem wstępnym и zakończeniem" (1905). Юмор О. в таких произведениях лучше всего характеризуется "незримыми миру слезами". Изображая трех старых дев, которые ходят по костелам, сплетничают, пьют кофе и живут какими-то остатками капитала и воспоминаниями, О. возбуждает в читателе сочувствие к пани Домицеле, у которой "нет воспоминаний", которую "никто не любил"; "жизнь ее всегда была серая, монотонная, и от колыбели у нее не было ни одной светлой мысли" ("Trzy bogime"). O. называют "певцом стародавней мещанской культуры, мало-помалу исчезающих древних памятников. Конец XVIII в., двор Станислава, городской редут, мещанские совещания, домашняя жизнь, типы людей, потерпевших жизненное и историческое крушение, но не исчезнувших еще в этом самородном музее Варшавы, — такова любимая область фантазии и чувства О." (Стен). "Темперамент О. всегда приобретает новую мощь, как только он воспевает прошлое своего Старого Мяста и Варшавы" (Фельдман). Стихотворения О., изданные отдельно: "Poezye" (1888 и 1903, в "Biblioteka dziel wyborowych"). "Na obcej ziemi" (1891), "Pieśni" (1895), "Wiosenne kwiecie" (1896), "Wyhor poezyi" (1900), "Bajki Ezopa" (1902; рец. А. Шыцувной, "Ksiąžka", 1902, № 12; "Tygodnik illustr.", 1902, № 49), "Ciekawa książeczka" (1902; рец. "Ksiąžka", 1902, № 8), "Monologi", "Monologi и deklamacye staroswieckie", "Monologi i deklamacye z Raptularza Zagłoby" ("Teatr Amatorski", 1903, № 73 — 75), "Czerwony kapturek. Baśń w 2 aktach" (1905), "Jaś i Malgosia. Baśń w 4 aktach" (1905).

А. Яцимирский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины