Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - орловский борис иванович
Орловский борис иванович
(1793—1837) — один из лучших русских скульпторов, настоящая фамилия которого была Смирнов. Родился крепостным человеком тульского помещика Шатилова, потом отпустившего его на волю. Юные годы О. провел, в качестве работника, в мастерской одного московского мраморщика, а затем у Трискорни, в СПб., отлично усвоив себе приемы рубки мрамора и усердно упражняясь, в часы свободные от хозяйских работ, в рисовании и лепке из глины. В 1822 г. вылепленный им бюст имп. Александра I был, при посредстве скульптора Мартоса и президента академии художеств А. Оленина, поднесен императрице, и О. был принят в ученики академии художеств. Однако, вскоре после того последовал новый приказ отправить его немедленно в Рим, в ученики к Торвальдсену. С 1823 г. О. в продолжение шести лет трудился под руководством знаменитого датского ваятеля и исполнил в это время, кроме других, менее важных работ, колоссальный бюст имп. Александра I по модели Торвальдсена, группу "Фавн и Вакханка", статуи Фавна со свирелью в руках и Париса. Впоследствии эти произведения были, по заказу имп. Николая I, вырублены художником из мрамора; ныне они находятся: бюст — в одной из зал сената, группа — на даче Знаменка, близ Петергофа, а обе статуи в Имп. Эрмитаже. Возвратившись в СПб. в 1829 г., О. через два года, в уважение своих римских работ, был признан академиком и назначен исправляющим должность профессора в скульптурном классе академии, а в 1836 г. утвержден в этом звании. Главные произведения, созданные им в СПб. — статуя ангела, украшающая собой вершину Александровской колонны, на площади Зимнего дворца, один из барельефов этого памятника, монументы Барклаю-де-Толли и Кутузову и семь фигур гениев, вылепленных для триумфальных ворот за Московской заставой. Как в указанных, так и в прочих работах О., вообще, отразилось влияние его наставника, Торвальдсена, хотя до некоторой степени проявилась и оригинальность. Он не обладал пылкой фантазией, но прекрасно соединял в своем творчестве идеализацию, основанную на антиках, с естественной грацией, а в портретных изображениях — с точной характеристикой личностей.
А. С—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1293 | |
2 | 1193 | |
3 | 1139 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 659 | |
9 | 654 | |
10 | 650 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |