Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - пинакотека
Пинакотека
(Πινακοθήκη — хранилище картин) — у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения, составлявшие вотивное приношение богам. В Афинах такое помещение находилось в левом крыле акропольских пропилеев (см.). У римлян П. называлась в их домах комната при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и др. художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин. В настоящее время слово П. нередко употребляется в значении "картинная галерея". Старейшие из таких галерей, или П., существующих ныне в Европе, произошли по большой части из так наз. "кунсткамер", которые еще в XVI в. стали заводиться при королевских, герцогских и княжеских дворцах. Соперничая друг с другом в показном интересе к науке и искусству, владетельные особы и члены их фамилий собирали в эти музеи всякого рода редкости — экзотические естественноисторические предметы, образцы необычайной "игры природы", замечательные изделия из камня, металлов, слоновой кости и пр., дорогое старинное оружие и утварь, скульптурные произведения и, наконец, картины. Последние мало-помалу начали выделяться в отдельные коллекции, для размещения которых отводились особые залы или строились специальные здания. Подражая примеру королей и принцев, богатые и знатные люди устраивали у себя кабинеты и галереи картин; муниципалитеты больших городов также учреждали их для своих граждан и для путешественников. Но при составлении подобных коллекций долго преследовалась единственно цель скопить возможно большее количество знаменитых произведений живописи, хотя бы они принадлежали одному и тому же мастеру, без заботы о том, чтобы рядом с этим мастером были представлены менее значительные в сравнении с ним его предшественники и последователи и вообще художники второстепенные. Только со второй половины текущего столетия взгляд на назначение картинных галерей существенно изменился: на них стали смотреть как на музеи, долженствующие не столько удивлять драгоценностью красующихся в них памятников живописи, сколько давать наглядное понятие о постепенном ее развитии, об истории ее школ, обо всех, по возможности, представителях этой отрасли искусства, великих и некрупных, если только в их произведениях отразились художественное направление данного времени и дух эпохи. К сожалению, случаи для пополнения коллекций недостающими им картинами, частые в конце XVIII и начале XIX ст., представляются все реже и реже; тем не менее, благодаря стараниям ученых администраторов многих публичных галерей и денежным пожертвованиям правительств и частных лиц галереи эти перестали удовлетворять простому любопытству и сделались источниками поучения, центрами, около которых сосредоточиваются и из которых исходят важные исследования по истории живописи. Успешнее всех других стремится к этой цели Берлинская галерея, самая юная между германскими. Хотя еще великий бранденбургский курфюрст и затем прусские короли Фридрих I и Фридрих Великий покупали картины и получали их в наследство, однако они были рассеяны по их дворцам и не могли составить значительной и блестящей коллекции; вообще, сто лет тому назад Пруссия была одной из самых бедных стран в отношении произведений искусства. Основание галерее положено Фридрихом-Вильгельмом III, который повелел сделать для нее выбор лучших картин из числа украшавших берлинский, потсдамский и шарлоттенбургский дворцы и присоединил к ним две большие коллекции, приобретенные в 1815 и 1821 гг. от английского негоцианта Солли и от наследников Джустиниани в Париже. Образовавшаяся таким образом галерея была в 1830 г. открыта для публики в верхнем этаже нововыстроенного музея (ныне Altes Museum). После того она пополнялась новыми приобретениями, которые, однако, были не особенно важны и ценны до тех пор, пока политические события 1870—71 гг. не превратили Берлин в столицу германской империи и разбогатевшему прусскому правительству не открылась возможность жертвовать крупные суммы на покупки для галереи. С этого времени не проходит ни одного года, чтобы она не приобретала по нескольку картин, чем-либо замечательных, а главное — нужных для пополнения ее пробелов. Особенно важный вклад в нее доставила в 1873 г. покупка сюермондтской коллекции. Теперь в галерее насчитывается свыше 1240 номеров. Лучше всех других живописцев представлены в ней итальянцы, предшествовавшие Рафаэлю, мастера старонемецкой и нидерландской школ, Рембрандт, Ф. Гальс, Рубенс, Я. Рюисдаль, Д. Тенирс и нек. др. голландцы и фламандцы. Галерея посвящена исключительно картинам, писанным ранее начала нынешнего столетия. Для произведений новейшей живописи существует в Берлине другой музей, известный под названием Национальной галереи, несмотря на то, что в нем, кроме немецких живописцев, фигурируют и иностранные художники. Национальная галерея основана в 1831 г., помещается в роскошном, выстроенном для нее здании и также постоянно увеличивается новыми приобретениями. Самый богатый музей живописи в Германии, а может быть, и в целой Европе — всесветно известная Дрезденская галерея. Скромным ее зачатком было собрание картин, входившее в состав кунсткамеры, основанной курфюрстом Августом в его дворце в 1650 г. Значительные приращения увеличили ее при Иоанне-Георге II и при двух его преемниках в 1656—94 гг., но самой важной эпохой ее развития была первая половина XVIII ст., до начала Семилетней войны. Август Сильный (польский король Август II), любивший всякую роскошь, не останавливался перед крупными издержками, лишь бы собрать в своей саксонской столице образцовые произведения кисти. В 1722 г. он перенес свои картины в помещение, отдельное от кунсткамеры. Сын этого государя, Фридрих-Август II (в Польше — Август III) превзошел его в страсти к коллекционерству. Во всех художественных центрах Европы агенты курфюрста разыскивали для него хорошие продажные картины и, заключая сделки по их покупке, отправляли приобретенное в Дрезден. При Фридрихе-Августе II в галерею поступили самые ценные памятники живописи, которыми она теперь гордится — Сикстинская Мадонна Рафаэля, Cristo della moneta — Тициана, все картины Корреджо, четыре больших полотна П. Веронезе, пять великолепных Рубенсов, два первоклассных Рембрандта и масса других превосходных произведений итальянской, фламандской и голландской школ. Во время Семилетней войны и долго после нее галерея находилась в застое и только в 30-х годах текущего столетия начала снова приходить в цветущее состояние. В 1855 г. она была перенесена в новое здание, в котором помещается и поныне. К прежним ее сокровищам стали прибавляться замечательные картины как старых мастеров различных школ, так и новейших немецких живописцев, работами которых она почти исключительно пополнялась и после того, в ближайшее к нам время. Дрезденская галерея содержит в себе до 2400 номеров (ок. 2200 номеров старинной живописи и ок. 200 новейшей); кроме того, в ней имеется большая коллекция пастелей и миниатюр. Главные живописцы всех школ, за исключением итальянцев первой поры Возрождения, представлены в ней бесподобно, в многочисленных и характерных образцах своего творчества, но между ними встречаются пробелы; а некоторые второстепенные художники даже совершенно отсутствуют. В числе немецких городов, владеющих картинными галереями, первое место после Дрездена занимает Мюнхен. В нем — два обширных правительственных учреждения этого рода: Старая П. (Alte Pinakothek), в которой хранятся произведения старинных школ живописи, и Новая П. (Neue Р.), назначенная для картин новейших немецких художников. Ядро старой П. составили картины, собранные баварскими принцами еще в XVI и XVII ст., прежняя Дюссельдорфская галерея, перевезенная в Мюнхен в 1805 г., и собрание Буссере, приобретенное в 1827 г. Затем король Людвиг I во все время своего царствования не переставал пополнять ее при всяком удобном случае. П. помещается в прекрасном здании, воздвигнутом в 1826—36 гг. по проекту Л. Кленце, и заключает в себе более 1400 картин. Итальянская живопись до эпохи Рафаэля представлена в ней очень слабо; он сам является не особенно блестящим, да и следовавшие за ним итальянцы по большей части недостаточно важны и характерны. Зато чрезвычайно хороши художники старонемецкой и нидерландской школ (кельнские мастера, Дюрер, Гольбейн Ст., Р. в.-д.-Вейден, Мемлинк, Д. Боутс, Г. Давид и пр.). Нигде нет такого, как здесь, количества картин Рубенса, достоинством которых мюнхенское собрание вообще уступает только антверпенскому и венскому. Весьма хороши также Ван-Дейк, некоторые другие фламандцы, Рембрандт и главные корифеи голландской школы. Из испанцев удовлетворительнее прочих представлены Мурильо и Рибера. Что касается до новой П., то она очень любопытна для истории хода немецкой, преимущественно баварской живописи в настоящем столетии. Остальные значительные картинные галереи в Германии — Кассельская и Брауншвейгская. Первая обязана своим существованием гессенскому ландграфу Вильгельму VIII, который в двадцатых годах XVIII столетия, будучи правителем Фландрии, имел возможность приобретать картины голландских мастеров с выбором и за умеренные деньги, а потом, по возвращении своем в Германию, содержал в Амстердаме и Гамбурге особых агентов для подобных покупок. По смерти этого любителя искусства галерея увеличивалась очень тихо. В 1806 г. она была ограблена французами, увезшими из нее все лучшее в Париж, и хотя после падения Наполеона I многое из похищенного возвратилось в Кассель, однако 16 отличнейших картин, некогда принадлежавших галерее, остались во владении имп. Жозефины и вскоре перешли из ее Мальмезонского замка к нам, в Эрмитаж. Общее число номеров в Кассельском музее несколько меньше 800. Главными ее сокровищами считаются 20 произведений Рембрандта — количество, в отношении которого она уступает только Эрмитажу, и несколько капитальных работ Рубенса, Ван-Дейка и Ф. Гальса. Брауншвейгская галерея основана в середине XVII столетия герцогом Антоном-Ульрихом Брауншвейг-Люнебургским, собиравшим во время своих путешествий картины и различные редкости, из которых в 1755 г. образовался довольно обширный "художественный и естественноисторический кабинет". Составляя доныне особое отделение герцогского музея, заключающего в своем величественном здания (построенном в 1883—87 гг.), кроме нее, коллекции классических и средневековых древностей, гипсовых слепков со знаменитых скульптур, майолик, этнографических предметов и пр., Брауншвейгская галерея представляет собрание приблизительно в 650 номеров и особенно богата произведениями голландских живописцев. Сверх пяти больших галерей, о которых говорено выше, в Германии есть много менее важных, из которых наиболее любопытные находятся в Готе, Лейпциге, Ганновере (в Музее искусства и науки), Шверине, Гамбурге (Kunsthalle), Франкфурте-на-Майне (Штеделевский институт), Дармштадте (в великогерцогском дворце), Карлсруэ (в Академии худ.), Штуттгарте (Музей изящных искусств), Нюрнберге (Германский музей) и Ольденбурге (Аугустеум). В Австрии памятниками живописи изобилует преимущественно Вена. Они сосредоточены в двух больших правительственных музеях и в нескольких частных галереях. Во главе этих картинохранилищ стоит художественно-исторически музей, занимающий монументальное здание на Ринге, в которое перенесена в 1892 г. коллекция картин "императорского дома", помещавшаяся перед тем в бельведерском дворце. Зародышем ее была кунсткамера, существовавшая еще в половине XVI ст. в венском Гофбурге. Сначала незначительная по составу, она постепенно разрасталась от присоединения к ней многого, рассеянного по разным дворцам императоров, и через покупку отдельных картин и целых галерей в Италии, Бельгии и др. странах. Простое перечисление этих приобретений заняло бы много строк; достаточно будет, если скажем, что венская картинная галерея в настоящее время содержит в себе до 1800 номеров, с большой полнотой и яркостью представляет все школы и вообще занимает одно из первых мест среди других галерей Европы. Особенно богата она произведениями Тициана и прочих венецианцев, а также Дюрера, Ван-Дейка, Рубенса и Веласкеса. При сравнении с ней кажется довольно бледной находящаяся в соседстве с ней галерея Академии худ. (741 номеров, в том числе 105 картин XVIII и XIX ст.), хотя и в ней есть немало вещей прекрасных и ценных. Из частных венских картинных коллекций замечательны принадлежащие аристократическим фамилиям кн. Лихтенштейна, гр. Гарраха, Чернина и Шенборна. Вторая столица габсбургской монархии, Будапешт, с недавнего времени (с 1866 г.) владеет отличным музеем живописи — бывшей галереей Эстергази, купленной на средства венгерской нации за 1300000 гульд. В этом музее — 800 картин разных школ, в том числе 50 испанских (6 Мурильо). Во Франции нет почти ни одного города, в котором не было бы картинной галереи. Наиболее значительные музеи этого рода имеются в Лилле, Нанси, Лионе и Орлеане, но все они уступают парижскому Лувру. Начало коллекции этого музея положил Франциск I (1515—47), заказывавший знаменитым итальянским и фламандским живописцам и при случае покупавший картины для своего Фонтенеблоского замка. Хотя преемники этого государя не увлекались, подобно ему, любовью к искусству, однако "Королевский кабинет в Фонтенебло" еще в начале XVII в. заключал в себе до 200 картин. При Людовике XIV это собрание увеличилось новыми приобретениями, в особенности же поступлением в него великолепной галереи кардинала Мазарини в 1661 г. и через десять лет после того — покупкой картин банкира Ябаха. В 1681 г. королевский кабинет был переведен в Париж и помещен в старом Луврском дворце. Но вскоре отведенными под него залами завладела Акад. худ. для своих выставок, и его распределили частью в Версальском, частью в Люксанбурском дворцах. Разрозненная таким образом коллекция только при начале французской революции была соединена в одно целое и вместе с картинами, купленными в царствование Людовиков XV и XVI, образовала Национальный музей, открытый для публики в 1793 г. Во времена консульства и первой империи Луврская галерея росла, можно сказать, не по дням, а по часам, и достигла колоссальных размеров. Наполеон I задался идеей собрать в Париже все лучшие художественные произведения отовсюду: специальные комиссары, сопровождавшие его войска, выбирали в занятых ими чужестранных городах все, что признавали достойным красоваться в Луврском музее, получившем название "Наполеоновского"; каждая победа французов, каждый мирный договор, заключенный императором с побежденным правительством, ознаменовывались привозом в Париж целого транспорта картин, которые по большей части присоединялись к прежней коллекции музея. Но этот баснословный рост галереи был непродолжителен: в 1815 г. ограбленные страны получили свои художественные сокровища обратно или были вознаграждены за них ценными произведениями французского искусства. Однако Лувр обеднел только относительно и в дальнейшее время, при восстановленном королевском правительстве второй империи и нынешнем республиканском режиме, пополнялся нередко важными покупками и еще чаще патриотическими пожертвованиями частных лиц. В настоящую пору, Луврская галерея — самая богатая в свете по числу картин (их в ней около 2800 номер.); в отношении их достоинства она не уступает ни одной из первоклассных коллекций, даже дрезденской, но при всем том за отсутствием в ней некоторых художников не дает достаточно полного понятия о постепенном развитии отдельных школ, за исключением французской. Главные ее перлы помещены отдельно от прочих картин, в почетной зале, известной под названием "трибуны". Существенную часть галереи составляют произведения французских живописцев, старинных или недавно окончивших свое земное поприще. Для картин еще здравствующих художников существует в Париже другое хранилище, Люксанбургский музей, из которого они по прошествии 10 лет со смерти их авторов либо поступают в Лувр, либо отсылаются в один из провинциальных музеев. Голландия со времени утраты своего политического значения и до середины нынешнего века как бы не помнила, что ее славу в истории составляет главным образом былое процветание в ней живописи, и, пренебрегая устройством у себя картинных галерей, равнодушно смотрела на то, как произведения ее старинных художников массой увозились в другие страны. Наконец она спохватилась и стала заботиться о сохранении тех картин, которые еще не ушли за ее пределы и о возврате, буде возможно, утраченных. Всюду пробудилось в ней желание разыскивать и собирать эти памятники прошедшего; два-три существовавшие их хранилища улучшились и расширились, во многих местах завелись новые музеи, которые быстро наполнялись портретами и картинами работы отечественных мастеров, перед тем рассеянными по ратушам, богадельням и другим общественным учреждениям, а также купленными правительством или муниципалитетами и принятыми в дар от частных лиц. Такому возбуждению в голландцах интереса к их художественной старине в немалой степени содействовали молодые ученые, пустившиеся копаться в архивах с целью пролить новый свет на историю национального искусства и открывавшие для нее множество любопытных данных. В настоящее время почти во всех больших городах Голландии существуют галереи, посвященные преимущественно картинам местных школ. Главные учреждения этого рода — обширный государственный музей в Амстердаме — Rijksmuseum (1700 номер.), знаменитый красующимися в нем "Ночным дозором" и "Синдиками гильдии ткачей" Рембрандта, "Пиром гражданской стражи" Б. в.-д.-Гельста и многими другими образцовыми произведениями голландской живописи, королевский кабинет в Гааге — Mauritshuis (свыше 450 номер.), в котором путешественники любуются больше всего Рембрандтовским "Уроком анатомии" и "Молодым быком" П. Поттера, муниципальный музей в Гарлеме гордящийся целым рядом многофигурных портретов работы Фр. Гальса, и музей, основанный Беймансом в Роттердаме (около 400 ном.). Движение, подобное происходящему в Голландии, наблюдается также и в Бельгии. И там стараются не выпускать из страны произведений старинной живописи и собирают их в музеи. Самая большая из бельгийских галерей, Антверпенская, была вначале скромным кабинетом при тамошней академии художеств, но после 1830 г. быстро разрослась благодаря наплыву в нее картин, взятых из упраздненных монастырей и древних церквей города и его окрестностей, из местной ратуши и замка Стэна, а также поступлению в нее богатого собрания, завещанного бургомистром Эртборном и нескольким другим пожертвованиям и покупкам. С 1891 г. она широко раскинулась в новом роскошном здании и теперь содержит в себе свыше 760-ти старинных картин и около 200 новейших. Само собой разумеется, что среди первых преобладают произведения фламандских мастеров; особенно хорошо представлены школа в.-Эйков и Рубенс с его учениками. В Брюсселе принадлежащие правительству произведения новейшей живописи отделены от старинных картин: первые в числе приблизительно 250 вещей, писанных масляными красками, 40 акварелей и многих карандашных рисунков выставлены в бывшем дворце австрийских ген.-губернаторов Брабанта; вторые, находившиеся прежде в том же здании, с 1881 г. помещаются в красивом новопостроенном музее, нижний этаж которого занят новейшей бельгийской скульптурой. Картинная галерея этого музея образовалась из коллекции, уступленной в 1845 г. государству брюссельским муниципалитетом. Еще недавно она была несравненно слабее Антверпенской галереи, но за последнее время благодаря покупкам, делаемым для нее правительством, и пожертвованиям со стороны частных людей ее значение все более и более возрастает. Число картин уже перешло в ней за 600, и между ними есть немало таких, которые могли бы составить украшение любого первоклассного музея. Из прочих бельгийских галерей заслуживают быть упомянутыми имеющаяся в Брюгге при академии художеств (250 ном.) весьма важная для изучения первоначальной поры фламандского искусства академическая же галерея в Генте и небольшой, но превосходный по своему составу и по сохранности большинства картин кабинет кн. Аренберга в Брюсселе. В Англии ее государи и аристократия питали любовь к живописи и, за неимением до Гогарта своих отечественных выдающихся мастеров по ее части, покупали картины знаменитых художников континента. Гольбейн, А. Мор, в.-Дейк, в.-д.-Фас, Цуккаро и др. пользовались у англичан почетом и были щедро награждены за свои работы. Владеть ценными картинами считалось одним из признаков принадлежности лица к высокому роду. И доныне дворцы и загородные замки королевы, принцев и лордов содержат в себе крайне любопытные картинные коллекции, которыми, однако, их владельцы любуются только сами, в кругу своих близких и равных себе, с трудом допуская к ним посторонних посетителей. Публичных музеев живописи в Англии не существовало, пока богатый любитель искусства Дж. Анджерстейн, умирая, не оставил в наследство правительству свое собрание картин с тем, чтобы оно было предоставлено общему пользованию. Это побудило парламент в 1824 г. учредить в Лондоне Национальную галерею. Вслед за первым, основным вкладом в новооткрытое хранилище стали поступать другие пожертвования, состоявшие то в произведениях старинных мастеров (от Дж. Бомона, В. Гольвелькара, В. Эллиса и др.) и новейших живописцев (от Р. Вернона, В. Тернера, наследников Дж. Констебля и пр.), то в значительных денежных средствах на покупки; правительство, со своей стороны, назначило необходимые денежные средства на содержание галереи и не отказывало ей в экстренном отпуске денег, когда представлялись случаи приобрести что-либо особенно важное и ценное. Так продолжается и теперь, причем покупки делаются с большим знанием и вкусом. Галерея заключает в себе два отдела: старинных иностранных школ и новейшей, преимущественно британской живописи. Всего в ней до 1200 картин. Первый отдел отличается не столько обилием произведений и полнотой характеристики школ, сколько блеском, с каким представлены в ней главные их мастера, в особенности же итальянцы цветущей поры Возрождения (Л. да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, П. Веронезе и др.) и первой его эпохи (Чимабуе, Маргаритоне д'Ареццо, Боттичелли, Липпи, Лоренцетти и пр.). Что касается второго отдела, то это — едва ли не единственное собрание, при помощи которого путешественник может познакомиться с английской живописью во всех стадиях ее развития и в лице всех выдающихся ее представителей. К сожалению, наполненность лондонского воздуха дымом заставляет держать картины постоянно за стеклом, что сильно мешает любоваться ими. По образцу лондонской Национальной галереи завелись музеи в Эдинбурге, Дублине и многих провинциальных городах Великобритании, наполняющиеся, однако, работами преимущественно английских и современных чужестранных художников. В довершение обзора галерей на севере Европы необходимо обратиться к скандинавским странам. В них, кроме многих небольших частных коллекций, мы находим три довольно значительные госуд. музея живописи: королевский в Копенгагене, помещавшийся сперва в сгоревшем Христианборгском дворце, потом в Академии художеств, и недавно перенесенный в новое здание, образцовое в отношении расположения зал, освещения, отопления и вентиляции; не обширную, но интересную галерею в Христиании и более богатый Национальный музей в Стокгольме. Все три содержат в себе сверх картин новейших национальных художников главным образом произведения голландской и фламандской школ; в стокгольмском музее прекрасно представлена также французская школа XVIII ст. Переносясь на юг, в классическую страну искусства, Италию, заметим, что она, можно сказать, переполнена галереями, несмотря на то, что до начала текущего столетия картины беспрепятственно выводились из страны в другие края. В редком итальянском городе нет картинного собрания, хотя бы и незначительного, а в прежних центрах художественного движения и в бывших столицах государств, на которые разделялась страна, существуют обширные хранилища этого рода. Не пускаясь в подробности относительно их истории, состава и сравнительного достоинства, заметим, что они главным образом важны для изучения итальянской школы с ее разветвлениями, и укажем на наиболее любопытные между ними. Таковы: 1) в Турине — П. академии худ. (замечательны Гауденцио Феррари, древние нидерландцы и пр.); 2) в Генуе — а) галерея палаццо-Россо, пожертвованная городу герцогиней Галиерой, и б) П. академии худ., 3) в Милане — а) галерея музея Брера (Sposalizio Рафаэля, Б. Луини и вообще ломбардцы, венецианские мастера и др.), б) П. при Амброзианской библиотеке, в) музей Польди-Пеццоли и г) артистический музей, или Салоне (новейшая живопись); 4) в Бергамо — соединенные коллекции Kappapa и Локис (местные мастера и венецианцы); 5) в Брешии — муниципальная П., или галерея Тозио; 6) в Венеции — а) гал. академии худ. (великолепные Тицианы, Тинторетто, П. Веронезе, Тьеполо и др. корифеи венецианской школы), б) муниципальный музей Коррер и в) частная коллекция в палаццо Джованелли; 7) в Парме — городская П. (Корреджо и его последователи); 8) в Модене — П.-Эстензе при академии худ. (Корреджо, Пинтуриккио, П. Веронезе и др.); 9) в Болонье — П. академии худ. ("Св. Цецилия" Рафаэля, блестящие произведения Г. Рени и картины других художников, представителей как начальной, так и позднейшей эклектической болонской школы); 10) во Флоренции — а) галерея Уффици (богатое собрание произведений всех итал. поместных школ, начиная со времен пробуждения искусства в Италии, содержащее в себе также прекрасные образцы живописи Дюрера, Гольбейна, Р. в.-д.-Вейдена и некоторых друг. северн. мастеров), б) галерея дворца Питти (12 Рафаэлей, А. дель-Сарто, С. дель-Пьомбо, Рубенсы и т. д.), в) П. академии худ. и д) фамильная галерея Корсини; 11) в Сиенне — институт изящных искусств (старинная местная шк.); 12) в Перуджии — П. Баннуччи (Перуджино и умбрийск. школа); 13) в Риме: а) Ватиканская галерея (небольшое число картин, но превосходных, каковы, напр., "Мадонна ди-Фолиньо", "Преображение" и др. произведения Рафаэля, "Положение во гроб" М. А. да-Караваджо и "Приобщение св. Иеронима" Гверчино), б) галерея Боргезе, самая замечательная в городе после ватиканской и содержащая в себе между прочим знаменитые "Положение во гроб" Рафаэля, "Данаю" Корреджо, "Любовь земную и любовь небесную", "Охоту Дианы" Доменикино, "Истязание Спасителя" С. дель-Пьомбо, в) галерея Дориа (богатая по всем школам, преимущественно по итальянской XVII стол.), г) П. нового Капитолинского музея (обширная; произведения итальянцев, а также и художников других стран; прекрасные портреты Ван-Дейка и Веласкеса), д) Латеранская П. (несколько хороших итальянск. картин XV и XVI стол.), е) П. академии св. Луки и частные галереи, ж) Барберини, з) Спада и и) Корсини, все три, не заключающие в себе ничего особенно замечательного; 14) в Неаполе: а) коллекция Национального музея (очень богатая картинами не только итальянской, но и североевропейских школ), б) музей дворца Капо-ди-Монте (новейшие неаполитанск. художники); наконец, 15) в Палермо — П. Национального музея (итальяно-византийские иконы, произведения новейших итальянцев, несколько картин северной живописи, в том числе замечательный триптих школы в.-Эйков). В Испании нигде нет такого количества замечательных памятников живописи, как в Мадриде. Самое обширное и блестящее их собрание находится здесь в музее дель-Прадо, образованном в 1818 г. Фердинандом VII из картин, украшавших королевские дворцы и отчасти из купленных впоследствии. Это — одна из самых больших картинных галерей в Европе (до 2200 номеров), чрезвычайно богатая произведениями первоклассных мастеров как испанской, так и других школ (61 Веласкеса, 46 Мурильо, 58 Рибера, 13 Гойи, 10 Рафаэля, 41 Тициана, 21 П. Веронезе, 34 Тинторетто, 7 А. дель-Сарто, 4 Корреджо, 9 А. Дюрера, 28 Рубенса, 21 Ван-Дейка, 53 Тенирса и т. д.), но не имеющая полноты, необходимой для подробного изучения отдельных школ: тогда как один художник представлен в длинном ряде картин, другой, также очень значительный, совершенно отсутствует в коллекции; которая, таким образом, доныне сохраняет за собою физиономию старинных галерей, наполнявшихся только редчайшими и драгоценнейшими перлами искусства. Кроме музея дель-Прадо, Мадрид обладает еще несколькими картинными галереями, привлекающими к себе путешественников, а именно имеющимися в академии Сан-Фернандо (300 номер., преимущественно испанской школы), в Национальном музее (900 картин испанск. и других школ, но по большей части второстепенных) и в аристократических домах Мадрасо, герц. Альбы, герц. Пастраны, маркиза Хаваль-Кинто, герц. Уседы, дона В. Кардереры и др. Из прочих картинных коллекций лучшие находятся в Вальядолиде и Севилье. Провинциальный музей первого города составлен из произведений различных школ; между прочим, в нем три отличные религиозные картины Рубенса, известных под названием лас-Фуэнсальданьяс, по имени монастыря, из которого они взяты; нигде нельзя так хорошо познакомиться с кастильской школой, как в этом музее. Севильский муниципальный музей, помещающийся в упраздненном монастыре де-ла-Мерсед, важен для изучения Мурильо и других мастеров местной школы; живописцы прочих школ в нем почти совсем отсутствуют. В Севилье достойна посещения также частная галерея дона Гарсии-де-Леониса, содержащая в себе до 400 картин. Наконец, в Гренаде и Валенсии имеется по музею, из которых первый хотя и велик, но не богат оригиналами, а второй представляет среди многих посредственных вещей также и интересные произведения валенсийских художников. В довершение обзора европейских П. необходимо бросить взгляд на подобные хранилища в России. Заговорив о них, мы были бы должны остановиться прежде всего на императорском Эрмитаже, как самом большом из художественных музеев в нашем отечестве и составляющем его гордость перед целым миром; но Эрмитажу будет посвящена в настоящем Словаре особая статья. Кроме этого музея, в С.-Петербурге есть несколько картинных галерей, несравненно менее важных, но заключающих в себе много любопытного. К таким доступным для публики галереям принадлежат: 1) входящая в состав музея Академии художеств и заключающая в себе четыре отдела: а) коллекцию картин русской школы, недавно значительно уменьшившуюся вследствие передачи из нее многих произведений в новоучрежденный музей Императора Александра III, б) собрание оригинальных картин старинных западных школ и копий со знаменитых произведений великих живописцев, в) бывшую галерею гр. Н. А. Кушелева-Безбородко, оставленную им в наследство Академии в 1862 г. и содержащую в себе преимущественно работы французских, бельгийских и др. новейших живописцев, и г) коллекцию портретов президентов и бывших членов академии; 2) вышеупомянутый Музей императора Александра III, устроенный в 1898 г. в бывшем Михайловском дворце и в который на первый раз поступили все русские картины Эрмитажа, а также некоторые, взятые из императорских дворцов и Академии художеств; 3) фамильная галерея гр. С. А. Строганова, собранная его предками из картин старинных иностранных школ и замечательная своим прекрасным составом; 4) галерея княгини Юсуповой-Сумароковой-Эльстон, более значительная по числу картин, чем предыдущая, не столь ровная в отношении их подбора и богатая преимущественно произведениями французских живописцев XVIII ст.; 5) галерея гр. П. С. Строганова, в которой есть несколько превосходных произведений итальянских, фламандских и голландских школ; и 6) галерея П. П. Семенова (до 500 номер.), не содержащая в себе ничего особенно ценного, но чрезвычайно интересная для тех, кто желает близко познакомиться с второстепенными и третьестепенными живописцами голландской и фламандской школ. В сравнении с Петербургом, Москва очень бедна старинными картинами западноевропейской живописи. Такие картины поодиночке и маленькими партиями встречаются в некоторых домах богатых москвичей, но в городе нет ни одной порядочной коллекции, в которой публика могла бы наглядно изучать мастеров этой живописи. Наибольшая картинная галерея — большого кремлевского дворца — составлена из сомнительных или плохих оригиналов и копий, происходящих из складов петербургского Эрмитажа. Подобного же происхождения и иностранная часть галереи Московского публичного музея; в числе ее старинных картин есть несколько недурных нидерландских, но вообще эта часть слаба и вдобавок по ограниченности денежных средств музея находится в очень неприглядном, запущенном виде. Несравненно богаче Москва произведениями отечественных живописцев. Очень любопытна их коллекция в том же публичном музее; она образовалась преимущественно из картин бывшей галереи Ф. Прянишникова, купленной от его наследников и пожалованной музею импер. Александром II; особые залы занимают в музее знаменитое произведение А. А. Иванова: "Явление Мессии народу", также дар этого государя, и множество изготовленных для нее эскизов и этюдов. Но самую главную достопримечательность Москвы для художественных людей составляет обширная галерея русских картин, собранная братьями П. М. и С. Третьяковыми и пожертвованная первым из них в вечную собственность города. Здесь представлены решительно все живописцы, игравшие более или менее важную роль в истории нашего искусства с самого основания Академии художеств по настоящее время, и притом представлены по большой части в лучших образцах своей работы, так что перед посетителем галереи раскрывается полная и яркая картина постепенного развития русской школы, сменявшихся ее направлений и современного ее состояния; последнее обрисовывается тем ярче, что еще здравствующий основатель галереи, П. М. Третьяков, доныне продолжает приобретать для нее лучшие произведения наших художников, едва эти произведения выходят из их мастерских. За исключением обеих своих столиц, Россия пока не изобилует галереями; из существующих в ее провинциях можно указать только на гельсингфорскую, в местном Атенее (картины голландской и фламандской школ, современные финляндские и вообще скандинавские художники), на небольшую городскую в Риге, на еще менее значительные в Харькове при университете и Саратовскую при Радищевском музее и на коллекцию старинных, преимущественно нидерландских картин, принадлежащую Б. И. Ханенке, в Киеве.
А. С—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907